г. Москва
"5" мая 2011 г. |
N КА-А40/2513-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 5 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Егоровой Т.А.,
судей Власенко Л.В., Летягиной В.А.
при участии в заседании:
от заявителя - Открытое акционерное общество "Нефтяная Компания "Роснефть" - Смирнов Д.А., паспорт, доверенность от 29 ноября 2010 года;
от Инспекции - Попков А.А., доверенность от 27 июля 2010 года, удостоверение;
от третьих лиц - нет представителей, извещены,
рассмотрев "28" апреля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 на решение от "23" сентября 2010 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Фатеевой Н.В., на постановление от "16" декабря 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями: Марковой Т.Т., Солоповой Е.А., Румянцевым П.В., по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Нефтяная Компания "Роснефть" о признании частично недействительными двух решений от 15 февраля 2008 года по периоду "август 2007 года" к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 с участием третьих лиц установил:
Открытое акционерное общество "Нефтяная Компания "Роснефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения от 15 февраля 2008 года Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, вынесенного по результатам камеральной проверки представленной первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2007 года, об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 157.442.701 руб., предложения внести соответствующие необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговый вычет в сумме 157.442.701 руб. налога на добавленную стоимость, и решения от 15 февраля 2008 года о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 157 442 701 руб. и предложения внести соответствующие необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговый вычет в сумме 157 442 701 руб. НДС.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23 сентября 2010 года заявленные Обществом требования удовлетворены, а в части отказа от заявленного требования - производство по делу прекращено (стр. 18 решения суда).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2010 года принят частичный отказ и производство по делу в части отказа прекращено, в остальной части решение суда оставлено без изменения (стр. 9 постановления Девятого арбитражного апелляционного суда).
Инспекция не согласилась с решением и постановлением суда, обратилась с кассационной жалобой, просит решение и постановление суда отменить в конкретной части, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представлены три отзыва, которые приобщены к материалам дела согласно определению от 28 апреля 2011 года.
Третьи лица представителей в суд не направили, извещены надлежащим образом, с учетом мнения сторон, дело рассмотрено без представителей третьих лиц, что отражено в определении от 28 апреля 2011 года.
Законность и обоснованность принятого постановления, изменившего решение суда, проверены судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены постановления Девятого арбитражного апелляционного суда, изменившего решение суда, нет по следующим обстоятельствам.
Основными доводами кассационной жалобы являются доводы о нарушении норм статей 164, 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации и о том, что перевозчик не вправе предъявлять к оплате НДС по ставке 18 процентов, а экспортер не вправе заявлять сумму такого налога к вычету (стр. 3-4 кассационной жалобы); о том, что налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога (стр. 5 кассационной жалобы); об услугах по диспетчеризации и по транспортно-экспедиторскому обслуживанию применительно к нормам Таможенного кодекса Российской Федерации (стр. 6-8 кассационной жалобы).
Довод Инспекции о том, что Обществом необоснованно заявлена к возмещению сумма НДС, уплаченная по счетам-фактурам с указанием ставки 18%, за услуги по транспортировке, диспетчеризации, перекачке нефти и нефтепродуктов по системе магистральных нефтепроводов по территории Российской Федерации до морских портов, поскольку товары, по мнению Инспекции, на момент оказания услуг помещены под таможенный режим экспорта на основании временной грузовой таможенной декларации и, соответственно, к данным операциям подлежит применению ставка налога на добавленную стоимость 0%, исследован. Обществом заявлена к возмещению сумма НДС, уплаченная по счетам-фактурам с указанием ставки 18%, выставленным организациями, оказывающими ОАО "НК "Роснефть" услуги по транспортировке, диспетчеризации, перекачке нефти и нефтепродуктов по системе магистральных нефтепроводов по территории Российской Федерации. Статья 164 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что по ставке 0% облагается реализация работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, в котором установлено, что товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, по которым в налоговый орган представлены подтверждающие документы по статье 165 Кодекса. Периодическое временное декларирование российских товаров является заявлением таможенному органу о намерениях вывезти ориентировочное количество товаров, в отношении которых не может быть представлена точная информация, необходимая для таможенного оформления, при этом суд учел нормы статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В случае осуществления транспортировки нефти и нефтепродуктов (перевозка, перевалка, перекачка и диспетчеризация экспортируемого товара) до морских портов применяется особый порядок декларирования, который установлен приказом Федеральной таможенной службы России от 18 декабря 2006 года N 800, приказом определены места декларирования товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа ФТС следует читать как "от 24 августа 2006 года."
Предъявление таможенному органу экспортируемых товаров и их проверка в случае вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации через морские порты осуществляется таможенными постами, действующими в местах погрузки экспортируемых товаров на морской транспорт.
Выпуск товаров в случае вывоза товаров морским транспортом осуществляется только после предъявления товаров таможенному органу для проверки в морском порту и с этого момента товары в соответствии со статьями 149, 152, 157 Таможенного кодекса Российской Федерации являются помещенными под таможенный контроль. Суд учел, что Федеральной таможенной службой России разъяснено, что перемещение российских товаров с нефтеперерабатывающих заводов до портовых терминалов (накопителей) в целях накопления коносаментных партий товаров, заявленных таможенному органу, расположенному в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, по временной грузовой таможенной декларации, не рассматривается таможенными органами как перемещение товаров под таможенным контролем, и помещенных под таможенный режим экспорта в связи с невозможностью их идентификации. Суд установил, что применение общего порядка определения момента помещения товаров под таможенный режим экспорта по дате оформления временной таможенной декларации без учета особенностей декларирования товаров при непрямом смешанном сообщении с использованием трубопроводного транспорта неправомерно. Оказанные собственникам нефти и нефтепродуктов услуги по транспортировке, связанные с перевозкой трубопроводным транспортом нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации морским транспортом и декларируемых в местах, установленных Приказом Федеральной Таможенной Службы России от 24 августа 2006 года N 800, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость как услуги, оказанные в отношении не помещенных под таможенный контроль, то есть по налоговой ставке в размере 18%.
В спорной правовой ситуации суд учел позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанную в Постановлении от 20 апреля 2010 года N 17977/09 по конкретному делу. Суд кассационной инстанции, с учетом норм статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, поддерживает позицию суда. Для определения подлежащей применению ставки НДС необходимо соотносить момент оказания услуги и помещение товара под таможенный контроль, при этом момент оказания услуги определяется по датам актов приема-сдачи нефти в пунктах отправления и в пунктах назначения.
Поддерживая судебный акт, суд кассационной инстанции учел, все спорные эпизоды рассмотрены с учетом сложившейся судебно-арбитражной практики и норм налогового и таможенного законодательства.
Согласно статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением либо неправильным применением норм материального или процессуального права. Оснований для отмены постановления от 16 декабря 2010 года не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2010 года по делу N А40-27698/08-129-80 оставить без изменения, а кассационную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Т.А. Егорова |
Судьи |
Л.В. Власенко |
|
В.А. Летягина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.