г. Москва
18 мая 2011 г. |
N КА-А40/4248-11-2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной Э. Н.,
судей Власенко Л. В., Жукова А. В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Романов Д.В. - дов. от 09.08.2010,
от ответчиков: ИФНС N 15: Яковлев Д.И. - дов. от 01.12.2010 N 02-18/83320; УФНС: Трофимова В.Н. - дов. от 10.11.2010 N 594,
рассмотрев 12.05.2011 г. в судебном заседании кассационные жалобы УФНС по г. Москве, ИФНС N 15 на решение от 21.10.2010 г. Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Высокинской О.А., на постановление от 03.02.2011 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Голобородько В.Я., Крекотневым С.Н., Окуловой Н.О., по делу N А40-97899/10-13-499, по иску (заявлению) ГУП "ДЕЗ района Марфино" о признании решений недействительными к ИФНС N 15, УФНС по г. Москве, установил:
Государственное унитарное предприятие "Дирекция Единого Заказчика района Марфино", с учетом изменения требований, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными вынесенных по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2006 г. решений Инспекции ФНС России N 15 по г. Москве от 16.03.2010 N 122-28-1603-4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уменьшить заявленные к возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость за июль 2006 г. в размере 1 037 311 руб. (п. 2.2 резолютивной части решения), N 176-28-1603-4 об отказе в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере 1 037 311 руб., а также о признании недействительным решения Управления ФНС России по г. Москве от 16.06.2010 N 21-19/062949 в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.10.2010, оставленным без изменения постановлением от 03.02.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены. Суды при этом исходили из документального подтверждения налоговых вычетов по НДС.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационными жалобами Инспекции ФНС России N 15 по г. Москве и Управления ФНС России по г. Москве, в которой налоговые органы ссылались на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители налоговых органов поддержали требования кассационных жалоб, представитель Общества в отзыве и в заседании суда возражал против кассационных жалоб по мотивам, изложенным в судебных актах.
Налоговые органы в обоснование принятого решения ссылаются на то, что счета-фактуры, выставленные Управлением "Мосводосбыт" МГУП "Мосводоканал" N 279146, 279169 от 05.07.2006, с внесенными исправлениями подлежат регистрации в книге покупок не ранее периода внесения исправлений, а вычет по НДС должен быть заявлен в том налоговом периоде, когда счета-фактуры получены в исправленном виде. В данном случае в первом квартале 2009 г.
Между тем, согласно п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Суды, исследовав доказательства, установили, что условия, предусмотренные ст. 171, 172 НК РФ, выполнены Обществом в июле 2006 г.
Управление, ссылаясь на нарушение судами норм ст. 140 НК РФ, ст.198, 200 АПК РФ, утверждает о неправомерном признании судами незаконным его решения от 16.06.2010 N 21-19/062949 в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщика на решения Инспекции от 16.03.2010.
В обоснование данного довода налоговый орган указывает на то, что решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика на решение Инспекции не может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии со ст. 198 АПК РФ, так как оно самостоятельно не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Между тем, обоснованность одновременного обжалования решения налогового органа и оставившего его без изменения решения вышестоящего налогового органа подтверждена правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2009 N 11346/08 и судебно-арбитражной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.09.2010 N КА-А41/8534-10, от 01.04.2009 N КА-А40/2222-09-2, от 11.01.2010 N КА-А40/6204-09, от 11.01.2010 N КА-А40/8409-09).
Довод Управления о том, что его решение не нарушает права Общества как налогоплательщика, поскольку его права, в первую очередь, затрагиваются оспариваемыми решениями Инспекции, отклоняется судом кассационной инстанции исходя из следующего.
Согласно материалам дела оспариваемое заявителем решение Управления ФНС России по г. Москве является результатом рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы заявителя на решения Инспекции. Управление в порядке ст. 140 НК РФ как вышестоящий налоговый орган проверил решения Инспекции и оставил их в обжалуемой части без изменения.
Таким образом, решения Инспекции только после утверждения его Управлением вступают в законную силу и возлагают на налогоплательщика обязанность по их исполнению. Поэтому решение вышестоящего налогового органа, оставившее в силе ненормативные акты Инспекции, признанные судами недействительным в обжалуемой части, также не может считаться законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.284-287, 289 АПК РФ, постановил:
решение от 21 октября 2010 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 3 февраля 2011 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-97899/10-13-499 оставить без изменения, а кассационную жалобу УФНС России по г. Москве и кассационную жалобу ИФНС России N 15 по г. Москве без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Э.Н.Нагорная |
Судьи |
Л.В.Власенко |
|
А.В.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.