г. Москва
23 мая 2011 г. |
N КА-А40/4664-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от истца Крижановская Т.А., доверенность от 13.12.2010 N 747,
рассмотрев 19 мая 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе на решение 1 ноября 2010 года Арбитражного суда города Москвы принятое судьей (Кузнецовой С.А. на постановление 21 февраля 2011 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Якутовым Э.В., Векличем Б.С., Поташовой Ж.В. по иску (заявлению) ОАО "Открытая зерновая компания" о признании незаконным и отмене постановления к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе, установил:
Открытое акционерное общество "Объединенная зерновая компания" (далее - заявитель общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (далее -административный орган) от 30.07.2010 N 58-09-248/ап о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 1 ноября 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2011 года, заявленное по делу требование удовлетворено.
Административным органом подана кассационная жалоба на принятые по делу судебные акты, поскольку он полагает, что принятые по делу судебные акты не соответствуют нормам права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не прибыл представитель административного органа, от него поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без его участия. Ходатайство удовлетворено.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поскольку считает принятые по делу судебные законными и обоснованными. В порядке, установленном статьёй 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представлен отзыв.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, на основании Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2009 N 290 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная зерновая компания" по распоряжению Правительства РФ от 25.06.2009 N 873-р, находившиеся в федеральной собственности акции в соответствии со статьями 13, 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" внесены в качестве вклада в уставный капитал заявителя в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций в связи с увеличением уставного капитала этого общества.
По результатам рассмотрения уведомления общества о приобретении обыкновенных акций ОАО "Элеватор" административный орган направил в адрес общества предписание от 21.04.2010 N 58-10-ТА-04/562 об устранении нарушений требований пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) путем направления акционерам - владельцам остальных акций ОАО "Элеваторв" обязательного предложения о приобретении у них ценных бумаг общества в порядке, предусмотренном гл. XI.1 вышеназванного Федерального закона, Положением о дополнительных требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30% акций открытых обществ, утвержденным приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н.
По факту неисполнения требований предписания общество оспариваемым в настоящем деле постановлением было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500000 руб.
Общество оспорило это постановление в судебном порядке.
В соответствии с названной нормой КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Удовлетворяя заявленное по делу требование, суды двух инстанций сослались на то, что требования пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах о направлении обязательного предложения в данном случае неприменимы. В связи с чем правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности не имелось.
Суд кассационной инстанции считает правильным данный вывод судов двух инстанций.
Согласно пункту 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (обязательное предложение).
Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
Пунктом 2 статьи 84.9 названного Федерального закона предусмотрено, что добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
В силу пункта 8 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах требования статьи 84.2 не применяются при передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" к аффилированным лицам относятся, в том числе, лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции общества.
Пунктом 1 статьи 124, пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками. При этом от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами", пункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды правильно установили, что право собственности на акции перешло к ОАО "Объединенная зерновая компания" по воле акционера - Российской Федерации в лице Росимущества - в результате внесения государственного имущества (находящихся в федеральной собственности акций ОАО "Ипатовский элеватор") в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Объединенная зерновая компания". В данном случае Российская Федерация в лице Росимущества и ОАО "Объединенная зерновая компания", 100% акций которого находятся в федеральной собственности, являются аффилированными лицами. В связи с чем требования пункта 1 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах о направлении обязательного предложения в данном случае не подлежали применению.
Доводы кассационной жалобы по существу представляют правовую позицию административного органа по делу, направлены на переоценку выводов судов двух инстанций, и, соответственно, выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 1 ноября 2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2011 года по делу N А40-95125/10-106-526 оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю.Воронина |
Судьи |
М.В.Борзыкин |
|
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.