г. Москва
26 мая 2011 г. |
N КА-А41/4856-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А. и Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Уваровский-1" Каравайченко Е.В. по доверенности N 10 от 09 сентября 2010 г.
от ответчика Администрации Можайского муниципального района Московской области Радушкевич Л.С. по доверенности N 2440 от 27.12.2010 г.
рассмотрев 19 мая 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Администрации Можайского муниципального района Московской области
на решение от 16 ноября 2010 г.
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Неяскиной Е.А.
на постановление от 15 февраля 2011 г.
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Александровым Д.Д., Гагариной В.Г., Мордкиной Л.М.
по делу N А41-26792/10
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Уваровский-1"
о признании незаконным бездействия
к Администрации Можайского муниципального района Московской области
установил:
ООО "Уваровский-1" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнений в соответствии со статьей 49 АПК РФ, к Администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившееся в уклонении от принятия решения об образовании 527 земельных участков из земельного участка, принадлежащего заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, и об обязании в срок четырнадцать календарных дней принять решение об образовании 527 земельных участков.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2010 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2011 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
При этом ответчик утверждает, что без достоверного подтверждения факта нахождения образуемых земельных участков, площадь которых менее 2 га, в естественных границах на местности, вынесение законного и обоснованного решения невозможно, и, следовательно, бездействие, выразившее в уклонении от принятия решения об образовании земельных участков, с его стороны отсутствует.
В письменных пояснениях ООО "Уваровский-1" возражало против удовлетворения доводов и требований кассационной жалобы и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации Можайского муниципального района Московской области поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Уваровский-1" возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Полно и объективно исследовав материалы дела, арбитражные суды установили, что Постановлением Главы Администрации Можайского района Московской области от 25 января 1994 года N 232/1 "О передаче земель в коллективно-долевую собственность акционерному обществу "Уваровский N 1" за акционерным обществом "Уваровский N 1" закреплены в бессрочное (постоянное) пользование 1699 несельскохозяйственных угодий.
В соответствии с письмом Территориального отдела по Можайскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 24 декабря 2008 года N 28-75-28 по состоянию на 1 декабря 2008 года за заявителем на праве бессрочного постоянного пользования по земельно-учетным данным числится 1654 га земель сельскохозяйственного назначения. Изменения произошли за счет изъятия из земель, находящихся в пользовании земельных участков, площадью 44,7 га.
ООО "Уваровский-1" 27 ноября 2009 года обратилось к Главе Можайского муниципального района Московской области с заявлением, в котором просило образовать 529 земельных участков из земельного участка общей площадью 1654,3 га, предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Постановления от 25 января 1994 года N 232/1, с приложением копии данного Постановления, письма Территориального отдела по Можайскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 24 декабря 2008 года N 28-75-28, кадастровых паспортов земельных участков в количестве 529 штук.
Администрация в письме от 24 декабря 2009 года N 4430/1-24 сообщила ООО "Уваровский-1", что на основании статьи 6 Закона Московской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" заявителю необходимо представить документ о том, что вновь образованные земельные участки, площадь которых меньше двух гектаров, находятся в пределах естественных границ на местности.
ООО "Уваровский-1", в ответ на указанное письмо, представило 05 февраля 2010 года в Администрацию справку кадастрового инженера от 02 января 2010 года и кадастровую выписку на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:127.
13 мая 2010 года ООО "Уваровский-1" повторно представило в Администрацию справки кадастрового инженера, подтверждающие, что земельные участки, в отношении которых проведены кадастровые работы находятся в естественных границах.
Администрация в ответ на указанное письмо сообщило в своем письме от 11 июня 2010 года, что в целях определения возможности образования земельных участков по представленным документам Администрацией направлен запрос в Московскую областную Думу с просьбой разъяснить нормы действующего законодательства. После получения информации Администрация обязалась проинформировать ООО "Уваровский-1".
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим требованием.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Статья 6 Закона Московской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" предусматривает, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 данной статьи.
При этом нормы минимальных размеров земельных участков, установленные данной статьей, в частности, не применяются к земельным участкам, если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Рассматривая данное дело, суды правомерно указали, что спорные земельные участки поставлены в установленном порядке на государственный кадастровый учет, что подтверждается наличием кадастровых паспортов, в которых указана площадь каждого земельного участка.
ООО "Уваровский-1" во исполнение требования пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ были представлены соответствующие документы, подтверждающие право на образование спорных земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ. Данный факт Администрацией не оспаривался.
ООО "Уваровский-1" также в материалы дела представлен Проект границ земельных участков ООО "Уваровский-1", площадью 1654,3 га, согласованный генеральным директором ООО "Уваровский-1", Главой Администрации сельского поселения "Замошинское" Можайского муниципального района Московской области, начальником отдела по Можайскому муниципальному району Управления Роснедвижимости по Московской области, а также утвержденный заместителем Главы Можайского муниципального района Московской области, согласно которому все земельные участки заявителя расположены в пределах естественных границ на местности. Данный документ Администрацией не оспаривался.
Таким образом, установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что у Администрации не было оснований для затягивания вопроса по рассмотрению заявления ООО "Уваровский-1".
На основании изложенного, довод Администрации о необходимости предоставления заявителем документа, подтверждающего, что земельные участки, площадь которых менее 2 га, расположены в пределах естественных границ на местности, а также о необходимости затребования судом межевых планов указанных земельных участков, несостоятелен.
Утверждения Администрации о том, что с ее стороны не было незаконного бездействия, поскольку ею были направлены запросы в Московскую областную думу - Комитет по аграрной политике, землепользованию, природным ресурсам и экологии, Министерство экологии и природопользования Московской области, Территориальный отдел Росреестра по Можайскому району с просьбой разъяснить нормы действующего законодательства, правомерно отклонены судами, поскольку ответчик не представил доказательств необходимости таких запросов и не доказал невозможность принятия соответствующего решения без ответов на вышеуказанные запросы.
Кроме того, первый запрос по данному делу, на который ссылается Администрация, был датирован 11 июня 2010 года, в то время как заявление ООО "Уваровский-1" ответчику было подано 27 ноября 2009 года.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2010 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2011 года по делу N А41-26792/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Агапов М.Р. |
Судьи |
Долгашева В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.