г. Москва |
|
09 сентября 2010 г. |
дело N А40-158049/09-17-1209 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Нужнова С.Г., Зверевой Е.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Николаева В.А., дов. от 03.07.2008
от ответчика: Смирнов Д.Ю., дов. от 24.11.2009 N 29059/09 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на постановление от 02 июня 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Москвиной Л.А., Свиридовым В.А., Гончаровым В.Я.
по заявлению Департамента имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным отказа регистрации права собственности
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением об оспаривании оформленного письмом от 26.08.2009 N 12/017/2009-232 решения УФРС по Москве отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: г. Москва, ул. Юровская, д.93, кор.1, стр.3.
Определением от 31.12.2009 суд произвел правопреемство ответчика - заменив УФРС по Москве на Управление Росреестра по Москве.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2010 в удовлетворении заявленных требований было отказано. Суд первой инстанции со ссылкой на Московские городские строительные нормы МГСН 08.01-00, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 11.07.2000 N 530, пришел к выводу, что заявителем на государственную регистрацию права собственности не представлено документы, подтверждающие ввод здания в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2010 решение отменено, заявление удовлетворено. Суд апелляционной инстанции признал заявление обоснованным по тем мотивам, что абзац 4 пункта 1 статиь 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним" (далее - Закон о регистрации) в данном случае не может служить основанием для отказа в регистрации, поскольку ссылка ответчика в оспариваемом отказе на Московские городские строительные нормы МГСН 8.01-00, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 11.07.2000 N 530, несостоятельна, так как указанное постановление утратило силу с принятием постановления Правительства Москвы от 30.12.2008 N 1249-ПП.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции не принята во внимание, что объект недвижимого имущества принят в эксплуатацию органом, которому данные полномочия Федеральным законом не предоставлены и в судебном акте не рассмотрен вопрос о законности издания Распоряжения Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы от 16.06.2005 N 02-77/5.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представитель заявителя представила отзыв на кассационную жалобу, возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на государственную регистрацию был представлен Акт технической приемки объекта инженерного и коммунального назначения, утвержденный Распоряжением Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы от 16.06.2005 N 02-77/5.
Согласно акту газорегуляторный пункт ГРП-1 по адресу: г. Москва, ул. Юровская, дом 93, корп. 1, стр. 3, соответствует техническим условиям, выданным ГУП "Мосгаз" и смонтирован в соответствии с проектом ФГУП "САНТЕХНИИПРОЕКТ". Здание в данном акте описано в качестве места размещения оборудования газорегуляторного пункта. Площадь объекта была указана в представленном на государственную регистрацию Кадастровом паспорте на здание и составляет 27,0 кв.м.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются документы, перечисленные в пункте 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган в течение 10 дней проверяет наличие и правильность оформления указанных документов, осматривает объект капитального строительства и только после этого принимает решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Выдача разрешения является завершающей стадией строительства объекта, его реконструкции или капитального ремонта, на данной стадии осуществляется проверка соблюдения лицом требований градостроительного плана и проектной документации.
Положение о Департаменте топливно-энергетического хозяйства г.Москвы, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 г. N 72-ПП, не наделяет его полномочиями по вводу в эксплуатацию зданий.
В полномочия Департамента топливно-энергетического хозяйства г.Москвы входит приемка и ввод в эксплуатацию газораспределительного пункта, а не здания, в котором расположено данное устройство.
Постановление Правительства Москвы N 660 от 22.08.2000 г "О порядке приемки объектов инженерного и коммунального назначения в собственность города Москвы", на которое ссылается заявитель, устанавливает порядок приемки на баланс г. Москвы и передаче в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых, действующих инженерных сетей и сооружений общегородского назначения, и фактически вводит дополнительные требования к приемке объектов недвижимого имущества, но не заменяет его.
Пунктом 1.6 СНиП 3.01.04-87 установлено, что отдельно стоящие здания при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта, принимаются в эксплуатацию рабочими комиссиями по мере их готовности, с последующим предъявлением их Государственной приемочной комиссии, принимающей объект в целом.
Постановление Совета Министров СССР от 23 января 1981 года N 105 и СНиП 3.01.04-87 предусматривают приемку всех без исключения завершенных строительством объектов государственными приемочными комиссиями (п. 1 постановления и раздел 4 СНиПа).
В состав государственных приемочных комиссий включаются представители государственных контролирующих органов и организаций, предусмотренных пунктом 4.13 СНиПа 3.01.04-87.
В соответствии с пунктом 4.24 СНиП 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленными по форме, приведенной в обязательном приложении N 5.
Согласно пункту 4.27 СНиП 3.01.04-87 акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию утверждается решением органа, назначившего комиссию.
В соответствии с пунктом 11 Временного положения по приемке законченных строительством объектов, утвержденным Письмом Госстроя России от 09.07.1993 N БЕ-19-11/13, приемка объекта заказчиком от исполнителя работ не дает права на ввод его в действие без согласования с органами Госархстройнадзора и другими органами надзора, которым этот объект подконтролен, а также без разрешений на эксплуатацию объекта.
Таким образом, акт технической приемки является промежуточным документом, который не соответствует требованиям, предъявляемым к правоустанавливающим документам, содержащимся в указанных нормативных правовых актах, и не подтверждает законности создания нового объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Таким образом, непредставление заявителем всех необходимых документов, отвечающих требованиям статей 17 и 25 Закона о регистрации, влечет отказ в государственной регистрации права на основании пункта 1 статьи 20 указанного Закона.
Ссылка Департамента имущества г. Москвы на судебные акты по делу N А40-158296/09-149-1093 несостоятельна, поскольку по этому делу установлены иные фактические обстоятельства. При рассмотрении спора суды учитывают конкретные обстоятельства, присущие каждому делу и доказательства, представленные сторонами, на основании которых и принимается судебный акт.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены постановления, принятого по делу судом апелляционной инстанции и в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, оставить в силе решение, принятое по делу Арбитражным судом города Москвы.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июня 2010 г. отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 30 марта 2010 года по делу N А40-158049/09-17-1209.
Председательствующий судья |
С.В.Нечаев |
Судьи |
С.Г.Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.