г. Москва |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А41-67362/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен: 19 августа 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи М.В. Борзыкина
судей: А.М. Кузнецова, Р.Р. Латыповой
при участии в заседании:
от заявителя -
открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Шереметьево" (ОГРН 1027739374750): Новикова В.В., - доверенность от 14.04.2014 N 183; Беляева О.И., - доверенность от 14.04.2014 N 180;
от заинтересованного лица -
Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области: Кишкина И.С., - доверенность от 15.07.2014,
рассмотрев 12 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (заинтересованное лицо)
на решение от 26 февраля 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей П.А. Голубковым,
на постановление от 25 апреля 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Е.Н. Виткаловой, М.А. Немчиновой, Е.Е. Шевченко,
по заявлению открытого акционерного общества "Международный аэропорт "Шереметьево"
об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 06.11.2013 N 05-21/88-13, касающегося привлечения к административной ответственности, установленной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Международный аэропорт "Шереметьево" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - УФАС России по Московской области) от 06.11.2013 N 05-21/88-13, касающегося привлечения к административной ответственности, установленной статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 26.02.20143 оспариваемое постановление признано незаконным.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 26.02.2014, постановления от 25.04.2014 в кассационной жалобе УФАС России по Московской области основаны на том, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о незаконности и необоснованности оспариваемого постановления основаны на неправильном применении нормы материального права. Решение, постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражало против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, ссылаясь на законность обжалуемых решения, постановления.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 12.08.2014 в 11 часов 15 минут, явились и дали относительно кассационной жалобы следующие объяснения:
- представитель УФАС России по Московской области объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель общества объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, по мотиву неосновательности этих доводов.
Законность решения от 26.02.2014, постановления от 25.04.2014 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы.
Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде являлась законность и обоснованность постановления УФАС России по Московской области от 06.11.2013 N 05-21/88-13, касающегося привлечения общества к административной ответственности. установленной статьей 9.15 КоАП за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
При принятии названного постановления антимонопольный орган исходил из того, что, как установлено при производстве по делу об административном правонарушении, общество - электросетевая организация, осуществляющая регулируемую деятельность по передаче электрической энергии, субъект розничных рынков электрической энергии и в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (далее - постановление N 24) обязано раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации. В целях контроля за соблюдением названных Стандартов УФАС России по Московской области 01.10.2013 осуществлен осмотр интернет-сайта общества, о чем в тот же день составлен соответствующий акт согласно которому с 2011 по 2013 годы установлено отсутствие сведений об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию: о балансе электрической энергии и мощности, в том числе: об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования; о затратах на оплату потерь, в том числе: о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях; о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании; о техническом состоянии сетей, в том числе: о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий и мероприятий по их устранению; об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии; о наличие объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания напряжением 35 кВ и выше; о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация); о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества: поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору; аннулированных заявок на технологическое присоединение; выполненных присоединений и присоединенной мощности; о величине резервируемой максимальной мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в разбивке по уровням напряжения; об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров; о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты; об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая: отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год); о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию: о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов); о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок; о паспортах услуг (процессов) согласно единым стандартам качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций. Под паспортом услуги (процесса) понимается документ, содержащий систематизированную в хронологическом порядке информацию об этапах и о сроках оказываемой потребителям услуги (осуществляемого процесса), порядок определения стоимости (если законодательством Российской Федерации предусмотрено взимание платы за исполнение услуги (процесса), а также описание результата с указанием нормативных правовых актов, регламентирующих оказание соответствующей услуги (осуществление процесса); о лицах, намеревающихся перераспределить максимальную мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств в пользу иных лиц, включая: наименование лица, которое намеревается осуществить перераспределение максимальной мощности принадлежащих ему энергопринимающих устройств, и его контактные данные; объем планируемой к перераспределению максимальной мощности; наименование и место нахождения центра питания.
Основанием для признания оспариваемого постановления незаконным послужил вывод суда первой инстанции, апелляционного суда, рассмотревших дело в соответствии с положениями статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о том, что законных оснований для привлечения общества к административной ответственности в соответствии со статьей 9.15 КоАП не имелось, поскольку событие названного административного правонарушения не доказано.
Вывод основан на применении положений упомянутой нормы материального права, подпунктов "б" - "в", "д", "ж" - "к" пункта 11 Стандартов раскрытия информации сетевой организации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности", на исследовании и оценке в судебных заседаниях документов, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в том числе, акта от 01.10.2013, зафиксировавшего действия совершенные антимонопольным органом при осмотре интернет-сайта общества, в совокупности с другими доказательствами. имеющими значение для дела.
Полный осмотр всех страниц (вкладок) сайта общества, как установлено судом первой инстанции. апелляционным судом, произведен не был, не были использованы все гиперссылки страниц. Указанная в акте от 01.10.2013 распечатанная информация в качестве приложений, подтверждает факт просмотра лишь части имеющихся на сайте данных, а именно: во вкладке "Раскрытие информации" раздела "Партнеры". Осмотр иных вкладок сайта, в частности, осмотр раздела "Сторонним организациям и физическим лицам" УФАС России по Московской области в целях осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, не производился; в разделе "Сторонним организациям и физическим лицам" сайта ОАО "МАШ" обществом до сведений заинтересованных лиц доводится общая информация об объектах электросетевого хозяйства, в которой раскрывается информация, предусмотренная подпунктами "б" - "в", "д" - "к" пункта 11 Стандартов. При этом в разделе "Сторонним организациям и физическим лицам" имеется вкладка: "Информация об объектах электросетевого хозяйства ОАО "МАШ" (подпункты "б", "ж" пункта 11 Стандартов), в которой до сведения заинтересованных лиц доводится следующие сведения: границы балансовой принадлежности электросетевого хозяйства общества находятся в пределах городского округа Химки Московской области; объекты электросетевого хозяйства используются для обеспечения электроэнергией инфраструктуры аэропорта, мощность и пропускная способность указанных объектов выделена в соответствующем объеме; производственные и инвестиционные программы в сфере электроэнергетики не утверждались. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" в Производственный план до 2015 года включены мероприятия по повышению энергетической эффективности. Сведения о балансе электрической энергии и мощности, затратах на оплату потерь и прочее опубликованы в разделе "Партнеры - Раскрытие информации - Информация об услугах по передаче электроэнергии" (подпункт "б" пункта 11 Стандартов). При этом закупка электрической энергии для компенсации потерь в сетях в договорах ОАО "МАШ" на покупку электроэнергии не предусмотрена. Информация о проведении закупок товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, размещается в разделе "Тендеры" http://svo.aero/tenders/ и на официальном общероссийском интернет-сайте www.zakupki.gov.ru (подпункт "з" пункта 11 Стандартов). Информация о паспортах услуг (процессах) согласно единым стандартам качества обслуживания потребителей услуг будет размещена после утверждения Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организацией, Министерством энергетики Российской Федерации (подпункт "и" пункта 11 Стандартов). Заявок от лиц, намеревающихся перераспределять максимальную мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств, не поступало (подпункт "к" пункта 11 Стандартов). Файл "Информация о лицах, намеревающихся перераспределять максимальную мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств в пользу иных лиц". Подраздел "Технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МАШ": осуществляется при условии наличия технической возможности технологического присоединения и наличия объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности" (подпункт "в" пункта 11 Стандартов). Файл "Технологическое присоединение к сетям ОАО "МАШ": "для заключения договора на технологическое присоединение в ОАО "МАШ" необходимо направить заявку, содержащую сведения и с приложением документов, в соответствии с разделом II Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (подпункты "б", "в", "е" пункта 11 Стандартов). Файл "Типовая форма договора на технологическое присоединение"; файл "Типовая форма договора на передачу электрической энергии" (подпункт "д" пункта 11 Стандартов). В случае отсутствия технической возможности технологического присоединения и объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности, потребители электрической энергии, имеющие необходимость присоединения к электрическим сетям вправе обратиться к распределительной электросетевой компании - ОАО "МОЭСК" (подпункты "в", "е" пункта 11 Стандартов). Заключение договоров энергоснабжения осуществляется гарантирующим поставщиком - Зеленоградским МРО ОАО "Мосэнергосбыт". Обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг договора энергоснабжения. Подраздел "Техническое состояние сетей": "Электрическая схема ОАО "МАШ" предусматривает в случае наступления аварийных ситуаций переключение с нормального режима работы сети на аварийный. В пределах границ территориальных зон электрических сетей ОАО "МАШ" с 01.01.2011 по настоящее время случаев отказа объектов электросетевого хозяйства общества, повлекших аварии и аварийные отключения в сети, не зафиксировано, недопоставка электроэнергии отсутствует. Сбои и аварии (подпункт "б" пункта 11 Стандартов): зафиксированы в подстанциях ПС-429, ПС-800, принадлежащих ОАО "МОЭСК", все неполадки устранены. В соответствии с абзацем 5 пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 Стандартов, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и локальными документами, определяющими порядок проведения открытых закупочных процедур. Таким образом, информация, указанная в подпункте "з" пункта 11 Стандартов отображается на сайте www.zakupki.gov.ru в разделе "Закупки в рамках 223-ФЗ", в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Между тем, вышеуказанное обстоятельство УФАС России по Московской области не исследовалось. Информация, указанная в подпункте "к" пункта 11 Стандартов размещается в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления от лица, намеревающегося осуществить перераспределение максимальной мощности принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу иных лиц. Однако и эти обстоятельства антимонопольным органом также не устанавливались. Информация о балансе электрической энергии и мощности (подпункт "б" пункта 11 Стандартов) отражена также и в осмотренном УФАС России по Московской области разделе сайта сети Интернет заявителя "Раскрытие информации", "Информация об услугах по передаче электрической энергии", "2011", "2012", "2013", в файлах: "Баланс электрической мощности", "Баланс электрической энергии по сетям ОАО "МАШ". Информация о затратах на оплату потерь (подпункт "б" пункта 11 Стандартов) отражена также в разделе "Раскрытие информации", "Информация об услугах по передаче электрической энергии", "2013", в файле "Смета расходов на содержание электрических сетей и затрат на компенсацию потерь на 2012-2014 годы". Информация об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации (подпункт "ж" пункта 11 Стандартов) опубликована также в разделе "Раскрытие информации", "Информация об услугах по передаче электрической энергии" "2013", в файле "План мероприятий Программы инновационного технологического развития ОАО "МАШ" на период 2010-2015 годов). Несмотря на обязанность публикации информации о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии на ином сайте, в соответствии с законодательством о закупочных процедурах, а именно: на сайте www.zakupki.gov.ru, тем не менее, данная информация (подпункт "з" пункта 11 Стандартов) также отражается в разделе "Тендеры". Однако эти обстоятельства УФАС России по Московской области не исследовались. Сравнительной таблицей выявленных нарушений Стандарта раскрытия информации, подписанной представителями общества и антимонопольного органа, подтверждается соблюдение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии". Ссылка УФАС России по Московской области на то обстоятельство, что из смысла названия и содержания названных вкладок, сведения, подлежащие раскрытию, не должны размещаться по указанным вкладкам, а поэтому данные страницы сайта не исследовались, подлежат отклонению, поскольку требования относительно того, в какой именно вкладке должна быть опубликована предусмотренная Стандартами информация, нормативно не закреплены. Довод антимонопольного органа о том, что сведения, подлежащие раскрытию на момент осмотра сайта на сайте не были размещены, не нашел своего подтверждения.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств; оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается; доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения, а иная оценка установленных судом первой инстанции. апелляционным судом фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 2984, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26 февраля 2014 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-67362/13, постановление от 25 апреля 2014 года Десятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Борзыкин |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.