г. Москва
30 мая 2011 г. |
N КА-А40/5112-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Агапова М.Р., Борзыкина М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Зайцева С.Ю., дов. от 01.03.2011 N 30, паспорт 45 03 731086
от заинтересованного лица - Коростелева М.А., дов. от 06.05.2011 N ПС-01-32/4666, паспорт 75 08 285956, Заббарова К.В,, дов. от 04.08.2010 N АП-01-33/7362, паспорт 45 01 616901
рассмотрев 26 мая 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таймура" - заявителя
на решение от 19.11.2010
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление от 24.02.2011 N 09АП-31783/2010
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповым В.И., Лепихиным Д.Е., Цымбаренко И.Б.,
по делу N А40-166079/09-17-1302
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таймура" о признании незаконным решения Федерального агентства по недропользованию
третье лицо - Управление по недропользованию по Красноярскому краю, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Таймура" (далее - ООО "Таймура", общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (уточненным) о признании незаконным оформленного письмом от 11.01.2010 N ПС-03-31/7 решения Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра) об отказе во внесении изменений в государственный баланс полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006 в части извлечения запасов разрабатываемого ООО "Таймура" Пайгинского нефтегазоконденсатного месторождения в Красноярском крае категории С1 - 2737 тыс. тонн и С2 - 121 тыс. тонн. Также просило обязать Роснедра внести соответствующие изменения в государственный баланс полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление по недропользованию по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2010 отказано в признании незаконным оспоренного по делу решения Роснедра и обязании его внести соответствующие изменения в государственный баланс полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006. В части требования о признании недействительным государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006 производство по делу прекращено в связи с отказом общества от требования.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.02.2011 оставил решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций в части отказа в удовлетворении части заявленных требований, ООО "Таймура" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом общество сослалось на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение судами норм материального права. В частности, указало на наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих недостоверность цифровых показателей, установленных государственным балансом запасов полезных ископаемых на 01.01.2006, на отсутствие нормативного обоснования вывода судов относительно невозможности пересмотра данных показателей, утверждало о несоответствии фактическим обстоятельствам вывода судебных инстанций о ненарушении оспариваемым по делу решением прав и законных интересов общества.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
До начала судебного разбирательства по жалобе представитель общества заявил ходатайство об отложении ее рассмотрения в связи с подачей в Арбитражный суд города Москвы искового заявления о признании коэффициентов извлечения нефти на 01.01.2006 по залежам платов. Ходатайство обсуждено и признано подлежащим отклонению.
В судебном заседании представитель ООО "Таймура" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Роснедра просил жалобу отклонить, считая принятые по делу судебные акты соответствующими законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам. Управление по недропользованию по Красноярскому краю извещено о времени и месте судебного разбирательства по кассационной жалобе в установленном порядке, его представитель на заседание суда кассационной инстанции не явился. Суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя третьего лица по делу.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, ООО "Таймура" осуществляет разработку и добычу полезных ископаемых Пайгинского нефтегазоконденсатного месторождения в Красноярском крае на основании лицензии 00011 НЭ от 22.12.1998.
Показатели количества извлекаемых обществом на участке месторождения в запасов нефти по состоянию на 01.01.2006 отражены в государственном балансе запасов полезных ископаемых по категории С1 в количестве 809 тысяч тонн, А + В + С1 - 809 тысяч тонн, С2 - 26 тысяч тонн.
02.12.2009 ООО "Таймура" обратилось в Роснедра с письмом N 37-а с просьбой изменить данные государственного баланса полезных ископаемых в части разрабатываемого Пайгинского нефтегазоконденсатного месторождения и утвердить показатели извлекаемых запасов нефти в количестве С1 - 2631 тыс. тонн и С2 - 121 тыс. тонн, приложив к письму копию протокола от 12.07.2007 N 18/567-пр с копией экспертного заключения от 29.05.2007 N 918-07 в подтверждение приведенных цифровых показателей.
Письмом от 11.01.2010 N ПС-03-31/7 Роснедра сообщило обществу о необоснованности его требования о внесении задним числом изменений в государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006, поскольку на эту дату на государственном балансе запасов полезных ископаемых числятся извлекаемые запасы нефти, прошедшие государственную экспертизу, на которые пользователи недр составили действующий и в настоящее время проектный документ на разработку месторождения, а соответствующие изменения в состоянии запасов нефти за 2005 год отразили в формах 6-ГР, подписанных руководителями предприятий.
ООО "Таймура" оспорило оформленное письмом от 11.01.2010 N ПС-03-31/7 решение Роснедра в судебном порядке и просило обязать последнее внести соответствующие изменения в государственный баланс полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006.
В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 12.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы и должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Согласно пункту 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса отнесено к полномочиям Федерального агентства по недропользованию.
В силу статьи 32 Закона о недрах государственный баланс запасов полезных ископаемых составляется и ведется на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановка запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006 осуществлялась в соответствии с Положением о порядке учета полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.07.1997 N 122 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 10 Положения постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменение и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геолого-разведочных работ и разработки месторождений на основании заключений и протоколов органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ) и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) в соответствии с их компетенцией с учетом заключений органов Госгортехнадзора России.
Учет состояния и изменений запасов полезных ископаемых по месторождениям полезных ископаемых осуществляется в государственном балансе запасов полезных ископаемых после завершения соответствующей стадии работ и сдачи организациями в федеральный и территориальный фонды геологической информации окончательного отчета с подсчетом запасов и технико-экономического обоснования кондиций (по нефти и конденсату - величины коэффициента извлечения) и протокола ГКЗ или ТКЗ об экспертизе запасов полезных ископаемых.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что состояние и изменение балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых учитываются ежегодно в формах N 5-гр и N 6-гр и в балансах по их наличию в недрах (без учета разубоживания для твердых полезных ископаемых), в том числе балансовых - по категориям А, В, С1 и С2, учитываемых раздельно, и по суммам категорий А + В, А + В + С1.
В общем количестве запасов твердых полезных ископаемых, нефти, газа и газового конденсата ежегодно по состоянию на 1 января указываются запасы, принятые на учет по результатам государственной экспертизы запасов, в том числе, ранее утвержденные ГКЗ, ЦКЗ и ТКЗ, остаток этих запасов по разрабатываемым месторождениям, а также выявленные в отчетном году в результате геолого-разведочных работ и разработки месторождений и принятые на учет ЦКЗ.
Согласно пункту 18 Положения первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам пользования недрами производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и (или) разработку месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 19 Положения формы государственного федерального статистического наблюдения о состоянии, движении и использовании запасов (формы N N 5-гр, 6-гр, 70-тп, 71-тп, 2-тп, 11-шрп и 31-тп) за истекший год представляются пользователями недр в Российский федеральный и территориальные фонды геологической информации МПР России, которые обобщают эти формы и представляют их государственным органам управления фондом недр и органам государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных выше норм, а также положений постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение" суды обоснованно указали, что учету в государственном балансе на 01.01.2006 подлежат сведения, полученные по результатам проверки отчетности предприятия за 2005 год.
На основании заявления общества данные экспертного заключения от 29.05.2007 N 918-07оп, сделанного по результатам проведенной по инициативе общества государственной экспертизы по спорному участку недр и утвержденного 12.07.2007 Роснедра, изменения в состоянии запасов Пайгинского месторождения внесены в государственный баланс в 2007 году по итогам 2006 года.
Для изменения коэффициента извлечения нефти по месторождению и начальных извлекаемых запасов вышеупомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 предусмотрена специальная процедура, состоящая из подготовки технико-экономического обоснования, представления его на государственную экспертизу Государственной комиссии по запасам Роснедра, внесения изменений в технический проект разработки месторождения и пр.
Как установлено судами, в срок, который позволил бы внести соответствующие изменения по состоянию на 01.01.2006, данная процедура ООО "Таймура" не выполнена.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о невозможности учета в государственном балансе полезных ископаемых на 01.01.2006 приведенных ООО "Таймура" количественных изменений, поскольку баланс в соответствии с требованиями законодательства составлялся по итогам 2005 года.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иному толкованию законодательства, обоснованию возможности внесения в государственный баланс полезных ископаемых изменений по состоянию на прошедший период времени, фактически представляют собой позицию общества по делу, были предметом обсуждения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены ими.
Рассматривая спор, суд апелляционной инстанции пришел также к выводу о пропуске ООО "Таймура" установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока обращения в суд. При этом сослался на то, что о наличии в государственном балансе полезных ископаемых неточных сведений обществу стало известно в 2007 году.
Пропуск срока обращения в суд является дополнительным основанием к отказу в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводов в опровержение указанного вывода суда кассационная жалоба общества не содержит.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 ноября 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2011 года по делу N А40-166079/09-17-1302 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Таймура" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.