г. Москва
07.06.2011
|
N КА-А40/5539-11-2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2011.
Полный текст постановления изготовлен 7 июня 2011.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Мифист" - Багирова Э.Г. - дов. от 18.02.2011 N 02/02-11-МФ, АОЗТ "Транспортная компания Люблино" - Романов А.П. - дов. от 11.11.2010 N 69, Жарикова Е.В. - дов. от 16.11.2010 N 70;
от ответчика Правительство Москвы - представитель не явился (извещен надлежаще);
третьи лица - Милентьева М.В. - дов. от 28.02.2011 N 33-и-490/11, Чекалов В.Н., дов. от 30.12.2010 N 206, Хижняков П.В. - дов. от 01.07.2010 N 01/07/10, Новиков А.П. - дов. от ОАО "Стекломонтаж" б/н от 27.08.2010,
рассмотрев 02.06.2011 в судебном заседании кассационные жалобы Департамента земельных ресурсов г. Москвы и Государственного учреждения города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник"
на решение от 30.11.2010
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 28.02.2011
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Гончаровым В.Я., Москвиной Л.А.,
по иску (заявлению) ООО "Мифист", АОЗТ "Транспортная компания Люблино"
об оспаривании распоряжения в части
к Правительству Москвы
3-и лица - Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Управление Росреестра по г. Москве, ЗАО "Лаунд-Линк", ООО "Арт-Альянс", ОАО "Стекломонтаж", ООО "Пульс-спорт", АНО ДЮСШ "Дадмал", МГОАО "Промжелдортранс", Государственное учреждение г. Москвы
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011, удовлетворены требования ООО "Мифист" и АОЗТ "Транспортная компания "Люблино" (далее - заявители) о признании недействительными пунктов 4 и 7 Приложения к Распоряжению Правительства Москвы от 27.04.2010 N 787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино".
Законность и обоснованность принятых актов проверены в порядке статей 284, 286 АПК РФ в связи с кассационными жалобами Департамента земельных ресурсов города Москвы и Государственного учреждения города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" (далее - учреждение), в которых выражается несогласие с принятыми судебными актами ввиду нарушений норм материального права. По мнению подателей жалоб, оспариваемое Распоряжение Правительства Москвы не является актом об изъятии и изначально не должно соответствовать указанным в исковом заявлении требованиям земельного законодательства об изъятии земельного участка и, соответственно, не может нарушать права заявителей.
В судебном заседании представители Департамента земельных ресурсов города Москвы и учреждения поддержали доводы и требования кассационной жалобы.
Представители заявителей и третьих лиц, возражая против удовлетворения кассационных жалоб, указали на законность и обоснованность судебных актов и отсутствие оснований к отмене. АОЗТ "Транспортная компания Люблино" представило отзыв на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Мифист" является собственником здания площадью 1 069 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Люблинская, д. 55, это право зарегистрировано в установленном порядке 16.10.2001. Для эксплуатации данного здания между Москомземом и ООО "Мифист" был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-04-506902 сроком действия до 05.08.2007, в соответствии с условиями которого ООО "Мифист" был предоставлен земельный участок площадью 2 445 кв.м. по тому же адресу (кадастровый номер 77:04:0004008:30).
По окончанию срока действия указанного договора ООО "Мифист" обратилось в Департамент земельных ресурсов Москвы с заявлением о переоформлении данного договора аренды земельного участка на новый срок, однако в этом Департаментом земельных ресурсов Москвы ООО "Мифист" было отказано.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2009 по делу N А40-78629/09-150-509 Департамент земельных ресурсов Москвы обязан заключить с ООО "Мифист" договор аренды земельного участка площадью 2 445 кв.м., расположенного по адресу: Москва, ул. Люблинская, д. 55 (указанный выше кадастровый номер). Доказательств исполнения данного судебного решения Департаментом земельных ресурсов Москвы не представлено.
АОЗТ "Транспортная компания "Люблино", в свою очередь, является собственником здания площадью 1 645,2 кв.м. по адресу: Москва, ул. Летняя, д. 4 стр. 4, это право было зарегистрировано 26.07.1999.
Распоряжением Префекта ЮВАО от 11.10.2001 N 2803 АОЗТ "Транспортная компания Люблино" было разрешено осуществить реконструкцию указанного здания с пристройкой и благоустройство прилегающей территории.
В соответствии с договором долгосрочной аренды земельного участка от 30.09.2002 N М-04-022003, заключенным между Москомземом и АОЗТ "Транспортная компания "Люблино", последнему был предоставлен в аренду земельный участок площадью 572 кв.м., имеющий адресные ориентиры: Москва, Летняя ул., вл. 4, стр. 4, для использования данного здания сроком на 49 лет.
Распоряжением Правительства Москвы от 27.04.2010 N 787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино" предписано изъять для государственных нужд земельные участки, относящиеся к категории земель особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах территории исторической усадьбы "Люблино" и охранной зоне памятника садово-паркового искусства. В приложении к распоряжению указан перечень земельных участков, в том числе, земельные участки площадью 572 м2 по адресу: ул. Летняя, д. 4, стр. 4 (кадастровый номер: 77:04: 04008: 29) и площадью 2 445 м2 по адресу: ул. Люблинская, вл. 55 (кадастровый номер 77:04:04008:30).
Это обстоятельств послужило основанием для обращения заявителей в арбитражный суд.
Признавая недействительным оспариваемое распоряжение в части, касающихся заявителей (пункты 4 и 7 Приложения), суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 49 Земельного Кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе, путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 24 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" установлено, что для государственных нужд города Москвы земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, изымаются в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также для:
1) реализации городских целевых программ при отсутствии иных вариантов размещения объектов капитального строительства, предусмотренных соответствующей программой;
2) выполнения обязательств города Москвы по соглашениям и договорам города Москвы при отсутствии иных вариантов размещения объектов капитального строительства, предусмотренных соглашением или договором;
3) застройки в соответствии с Генеральным планом города Москвы, правилами землепользования и застройки в городе Москве.
Суды, давая оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, пришли к выводу о том, что Правительством Москвы не приведены обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, и не доказан исключительный характер необходимости изъятия указанных земельных участков.
Однако с таким выводом судов согласиться нельзя.
Распоряжением Правительства Москвы от 27.04.2010 N 787-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков, расположенных на территории исторической усадьбы "Люблино" в целях реализации постановлений Правительства Москвы от 30.10.2007 "О выводе непрофильных и сторонних организаций с территории исторической усадьбы "Люблино" и утверждении Концепции развития и функционального использования исторической усадьбы "Люблино" и от 15.04.2008 N 298-ПП "О Среднесрочной целевой программе сохранения объектов культурного наследия и развития территории Московского государственного объединенного музея-заповедника на 2008-2010 гг.", в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановлениями Правительства Москвы от 10.04.2007 N 257-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по допросам, касающимся изъятия земельных участков" и от 13.10.2009 N 1096-1111 "О дополнительных мерах по реализации постановления Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. N 943-ПП", принято решение об изъятии для государственных нужд земельные участки, относящиеся к категории земель особо охраняемых природных территорий, расположенные в границах территории исторической усадьбы "Люблино" и охранной зоне памятника садово-паркового искусства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 1096-1111" имеется в виду "N 1096-ПП"
Во исполнение данного Распоряжения Департаменту земельных ресурсов г. Москвы: письменно уведомить землепользователей и собственников объектов недвижимости о предстоящем изъятии земельных участков; заказать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, независимую оценку выкупной цены земельных участков, включающей в себя рыночную стоимость земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также убытки, причиненные изъятием земельных участков, в том числе упущенную выгоду. Префектуре Юго-Восточного административного округа города Москвы при участии Департамента земельных ресурсов города Москвы после выполнения пункта 2.3 настоящего распоряжения организовать необходимую работу по достижению соглашений с собственниками объектов недвижимости о выкупной цене и других условиях выкупа земельных участков.
В соответствии с п. 2, пп. 2.1. Распоряжения Департаментом было направлено настоящее Распоряжение в Управление Росреестра по Москве для проведения его государственной регистрации; в соответствии с п. 2.2.-18.06.2010 направлены уведомления в адрес 8-ми организаций-землепользователей и собственников объектов недвижимости о предстоящем изъятии земельных участков; в соответствии с п. 2.3 Департаментом заказана независимая оценка выкупной цены земельных участков в установленном порядке. Оценочными организациями ЗАО "МКПЦН" и ООО "Актив-Оптим" выполнена независимая оценка рыночной стоимости изымаемых земельных участков.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1166-1111 "О градостроительном плане развития территории Юго-Восточного административного округа до 2020 года" в целях обеспечения реализации Генерального плана развития города Москвы, а также регулирования градостроительной деятельности на территории Юго-Восточного административного округа на период до 2020 года приоритетными в развитии территории Юго-Восточного административного округа до 2020 года в соответствии с разработанным градостроительным планом считаются следующие направления, в том числе, реконструкция и благоустройство исторических территорий, территорий усадеб - памятников садово-паркового искусства: Лефортово, Кузьминки - Люблино; реставрация памятников архитектуры: усадебных построек и культовых сооружений; строительство новых культовых сооружений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Постановления Правительства Москвы следует читать как "от 25.12.2001 N 1166-ПП"
Постановлением Правительства Москвы от 26.03.2002 N 209-ПП "О проекте планировки территории "Кузьминки-Люблино" и дальнейшем развитии природного и историко-рекреационного комплекса "Кузьминки-Люблино" утвердить откорректированные границы природного и историко-рекреационного комплекса "Кузьминки-Люблино". Установлены режимы регулирования градостроительной деятельности на территории Природного комплекса в соответствии с приложением 4.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 21.02.2006 N 111-ПП "О создании природно-исторического парка "Кузьминки-Люблино" образована особо охраняемая природная территория регионального значения "Природно-исторический парк "Кузьминки-Люблино" в границах территории природного комплекса "Кузьминки-Люблино", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 26.03.2002 N 209-1111 "О проекте планировки территории "Кузьминки-Люблино" и дальнейшем развитии природного и историко-рекреационного комплекса "Кузьминки-Люблино".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Постановления Правительства Москвы следует читать как "от 26.03.2002 N 209-ПП"
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 13.12.2005 N 1005-ПП "О передаче Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" исторической усадьбы "Люблино" (Юго-Восточный административный округ)" принято предложение префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы, Комитета по культурному наследию города Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы о передаче Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" в установленном порядке исторической усадьбы "Люблино": зданий, строений, сооружений - в оперативное управление, земельного участка - в постоянное (бессрочное) пользование.
Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 943-ПП "О выводе непрофильных и сторонних организаций с территории исторической усадьбы "Люблино" и утверждении Концепции развития и функционального использования исторической усадьбы "Люблино" утверждена Концепция развития и функционального использования исторической усадьбы "Люблино" в границе территории памятника истории и культуры, в соответствии с которой для воссоздания и развития исторической усадьбы в едином комплексе необходимо осуществить:
1. Вывод сторонних землепользователей с территории усадьбы (всего 8 объектов площадью около 3 га).
2. Вывод арендаторов и собственников зданий (всего 15 зданий общей площадью около 10 000 кв.м., в том числе 7 памятников архитектуры, 3 200 тыс. кв.м.).
В Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 30.10.2007 N 943-ПП установлены этапы и сроки вывода непрофильных и сторонних организаций, предназначенных к выводу с территории памятника федерального значения "Историческая усадьба "Люблино".
Таким образом, основания для принятия спорного распоряжения у Правительства Москвы имелись.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты не подлежат отмене.
Суды правомерно обратили внимание на нарушение Правительством Москвы процедуры порядка изъятия земельных участков для государственных нужд, которая предусмотрена постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N 257-ПП, утвердившим Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы.
Пунктом 4.2 указанного Постановления и пунктом 1.5 Положения предусмотрено, что Правительством Москвы первоначально принимается решение о резервировании с целью последующего изъятия земельного участка, а также расположенных на них объектов жилищного и нежилого фонда.
При этом, Департамент земельных ресурсов обязан письменно уведомить обладателя прав на земельный участок о принятых решениях о резервировании с целью последующего изъятия и, в дельнейшем, непосредственно о самом изъятии земельного участка для государственных нужд (пункт 1.5 Положения).
Департамент имущества города Москвы обязан письменно уведомить обладателя прав на нежилые помещения о принятом решении о резервировании с целью последующего изъятия соответствующего земельного участка и, в дальнейшем, о принятии решения об изъятии нежилых помещений (пункт 1.5 Положения).
В нарушение указанного порядка решение о резервировании с целью последующего изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 77:04:04008:29 и 77:04:04008:30 органом исполнительной власти города Москвы не принимались и о таком решении заявители не уведомлялись.
При таких обстоятельствах безусловные основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 ноября 2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2011 года по делу N А40-85644/10-79-460 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.