Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Тихоновой В.К.
судей Русаковой О.И., Чучуновой Н.С.,
при участии в заседании:
от истца - Присакарь А.А., по доверенности от 26.11.2010 года,
от ответчика - Амилаева Г.Н., по доверенности от 11.01.2011 года N 1,
рассмотрев 8 июня 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва
на решение от 30 сентября 2010 года Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Жоголевой Е.Н.,
на постановление от 17 февраля 2011 года Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Гагариной В.Г., Мищенко Е.А.,
по иску Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва
к Обществу с ограниченной ответственностью "Лестехпром",
о признании договора незаключенным, установил:
Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым требованием к Обществу с ограниченной ответственностью "Лестехпром" (далее - ООО "Лестехпром") о признании незаключенным договора аренды лесного участка от 30.12.2008 N 2.
Исковое требование заявлено на основании статей 432, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации и обосновано тем, что 22.11.2000 между Ногинским лесхозом (арендодателем) и ООО "Лестехпром" (арендатором) заключен договор аренды участков лесного фонда площадью 32000 га, расположенных в границах Ногинского лесхоза на основании Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, а также Протокола N 1 от 23.10.2000 о результатах лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда в Ногинском лесхозе, проведенного в соответствии с распоряжением Министра экологии и природопользования Московской области N 4-РМ от 29.08.2000. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 217-ФЗ) договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенные до 01.01.2007, должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. Во исполнение данного требования Министерством природных ресурсов Российской Федерации издан приказ от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации". В соответствии с данным приказом, уполномоченным органом по переоформлению договоров аренды лесных участков на территории Московской области является Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз). Во исполнение статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (арендодателем) и ООО "Лестехпром" (арендатором) 30.12.2008 заключен договор аренды лесных участков N2, зарегистрированный УФРС по МО 26.06.2009. По условиям договора аренды от 30.12.2008 года N2 с момента его регистрации, договор аренды участков лесного фонда от 22.11.2000 года утрачивает силу. Согласно договору аренды от 30.12.2008 года N2 арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесные участки площадью 32000 га, имеющие местоположение - Московская область, Ногинский район, Подольское лесничество, в том числе: Ямкинское участковое лесничество, кварталы: 1-69, общая площадь лесного участка- 6342 га; Луковское участковое лесничество, кварталы : 1-48, общая площадь лесного участка- 5023 га; Пригородное участковое лесничество, кварталы: 1-62, общая площадь лесного участка - 4929 га; Ногинское участковое лесничество, кварталы : 1-52, общая площадь лесного участка- 5413 га; Кудиновское участковое лесничество, кварталы : 1-78, общая площадь лесного участка - 6222 га; Фрязевское участковое лесничество, кварталы : 1-41, общая площадь лесного участка- 4071 га, для использования в целях заготовки древесины.
Указанные лесные участки переданы по акту приема-передачи лесных участков в аренду по договору аренды лесных участков N 2 от 30.12.2008 года.
По утверждению истца, в договоре аренды от 30.12.2008 N 2 не определен предмет договора, площадь арендованного участка, указанная в договоре аренды, не соответствует материалам лесоустройства, данным государственного лесного реестра и лесохозяйственных регламентов лесничеств; вместо планов лесных участков к договору приложена карта-схема Ногинского лесхоза; в приложении N 4 к договору аренды отсутствует размер арендной платы, не определены сроки внесения арендной платы.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.09.2010 года по делу N А41-20372/10, в удовлетворении заявленного искового требования отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый договор аренды лесных участков N 2 от 30.12.2008 года содержит все существенные условия, заключен в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем не может быть признан незаключенным.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 17 февраля 2011 года решение суда первой инстанции оставил в силе, поддержав выводы суда первой инстанции.
Законность и обоснованность вынесенных по делу решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверяются в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва, которое полагает, что арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов были нарушены нормы материального права, а также, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, просит арбитражный суд кассационной инстанции вынесенные по делу решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении искового требования Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва ссылается на то, что площади арендованных лесных участков, указанные в договоре аренды не соответствуют, материалам лесоустройства, данным государственного лесного реестра и лесохозяйственных регламентов лесничеств.
По мнению Управления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к ошибочному выводу о том, что выписками из ЕГРП подтверждается соответствие площадей лесных участков, указанных в договоре, поскольку данные выписки содержат сведения об иных объектах, нежели указаны в договоре аренды.
Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москва указано на то, что вместо планов лесных участков к договору приложена карта-схема Ногинского лесхоза, который прекратил свою деятельность. На лесные участки, указанные в спорном договоре, не произведена государственная регистрация права собственности. Кроме того, стороны спорного договора не согласовали механизм расчета арендной платы, так в приложении N 4 к договору аренды отсутствует размер арендной платы.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы кассационной жалобы и дал по ним соответствующие пояснения.
Представитель ООО "Лестехпром" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в обжалуемых судебных актах и представленном в материалы дела отзыве на жалобу, просил суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как принятые при правильном применении норм материального и процессуального права, а кассационную жалобу Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москва - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей заявителя кассационной жалобы и ООО "Лестехпром", обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенных по делу решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
При рассмотрении дела по материалам, имеющимся в нем, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции установлено, что первоначально участки лесного фонда площадью 32000 га для заготовки древесины, проведения рубок главного пользования и производства лесохозяйственных работ в соответствии с материалами лесоустройства были предоставлены арендодателем (Ногинским лесхозом) арендатору (ООО "Лестехпром") по договору аренды участков лесного фонда от 22.11.2000.
Указанный договор аренды участков лесного фонда от 22.11.2000 в установленном действующим законодательством порядке прошел государственную регистрацию.
Перечень, характеристики и местоположение арендуемых ООО "Лестехпром" по договору аренды участков лесного фонда от 22.11.2000 участков лесного фонда по состоянию на 01.01.2000 приводятся в приложении N 1-4 договора от 22.11.2000 (в том числе карта-схема Ногинского лесхоза Московской области, разработанная 2-ой Московской лесоустроительной экспедицией центрального лесоустроительного предприятия В/О "Леспроект").
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 217-ФЗ), договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенные до 01.01.2007, должны быть приведены в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О ведении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 217-ФЗ) установлено, что для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации проведение государственного кадастрового учета лесных участков не требуется.
Правильно установив по материалам дела, что спорный договор аренды земельных участков от 30.12.2008 N 2 заключен между сторонами в целях приведения договора аренды участков лесного фонда от 22.11.2000 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, и площадь земельного участка соответствует площади, определенной уполномоченным лицом при передаче лесного участка в аренду, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что несоответствие, по мнению управления, указанной в договоре площади переданного в аренду участка лесного фонда фактической площади лесного участка, не может являться основанием для вывода о том, что предмет договора аренды не определен.
Пунктом 6 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Установлено, что указанный порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
В пункте 4 Порядка установлено, что в заявлении о переоформлении указываются следующие сведения: а) полное и сокращенное наименование и организационно - правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество заявителя, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность, банковские реквизиты - для гражданина, в том числе для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем; б) местоположение и площадь участка лесного фонда, которым осуществляется пользование; в) данные о договоре аренды участка лесного фонда или договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, на основании которого осуществляется пользование участком лесного фонда.
К заявлению о переоформлении прилагаются: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица или удостоверенная в установленном порядке копия выписки; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, или удостоверенная в соответствующем порядке копия выписки; копии документов, удостоверяющих личность, - для гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, удостоверенные в соответствующем порядке (пункт 5 Порядка).
Изложенное, как правильно отметили суды обеих инстанций, свидетельствует о том, что названный Порядок, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, содержит исключительный (ограниченный) перечень документов обязательных к предоставлению для приведения договора аренды в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. Следовательно, предоставления иных документов, в том числе документов, подтверждающих постановку лесного участка на кадастровый учет, не требуется.
В соответствии с приказом Управления лесного хозяйства по Московской области и г.Москва от 29.12.2008 N 1488 утверждены новые лесохозяйственные регламенты лесничеств Московской области, в которых изменена ранее арендуемая ответчиком площадь, разница в размерах площадей которых составляет 709 га, однако указанные изменения не были зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке.
В случае изменения в установленном порядке площади арендуемого участка лесного фонда изменения в действующий договор аренды могут быть внесены путем заключения между сторонами дополнительного соглашения.
Указание в представленном в материалы дела кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:60 на то, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, правомерно не позволило нижестоящим судам прийти к вывод о том, что площадь лесного участка достоверно установлена для подтверждения доводов заявителя о том, что в заключенном в порядке переоформления договоре аренды N 2 от 30.12.2008 не определен предмет.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в оспариваемом договоре N 2 от 30.12.2008 сторонами не согласован размер и сроки внесения арендной платы, уже являлся предметом исследования и оценки арбитражного суда апелляционной инстанции, его необоснованность отражена в оспариваемом судебном акте с изложением соответствующих мотивов.
Судебная коллегия соглашается с непринятием указанного утверждения заявителя как не нашедшего документального и правового подтверждения, поскольку
Согласно пункту 6 договора аренды лесных участков N 2 от 30.12.2008 размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Часть 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке
В соответствии с условиями договора аренды лесных участков N 2 от 30.12.2008 размер арендной платы установлен не в твердой сумме, а рассчитывается исходя из объема изъятия лесных ресурсов, то есть арендная плата является определяемой, подлежащей исчислению, что не противоречит статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
При этом, как усматривается из постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.02.2011 по делу N А41-5140/10 Арбитражного суда Московской области, суд кассационной инстанции при рассмотрении спора о расторжении договора аренды лесного участка от 30.12.2008 N 2 подтвердил, что стороны согласовали порядок расчета арендной платы в зависимости от объема лесных ресурсов.
При указанных обстоятельствах нижестоящие суды пришли к правильному выводу о том, что спорный договор аренды лесного участка от 30.12.2008 N 2 содержит все существенные условия, соответствующие действующему законодательству с учетом специфики участков, относящихся к землям лесного фонда, в связи с чем не может быть признан незаключенным.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
При принятии обжалуемых судебных актов нижестоящими судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам. Основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 сентября 2010 года по делу N А41-20372/10 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.К. Тихонова |
Судьи |
О.И. Русакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.