Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. N 13140/11
настоящее постановление отменено
г. Москва
17 июня 2011 г. |
N КГ-А41/5854-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Русаковой О.И.
судей: Комаровой О.И. и Тихоновой В.К.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Минимущества МО - Блинова М.Н., доверенность от 18.04.2011 N ИС-4670
от ответчика ООО "Гердан" - представитель не явился, извещен
рассмотрев 09.06.2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области, истца
на постановление от 11.04.2011 г.
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями: Виткаловой Е.Н., Бархатовой В.Ю., Гагариной В.Г.
по иску (заявлению) Министерства имущественных отношений Московской области
о взыскании задолженности по арендным платежам, неустойки
к ООО "Гердан", установил:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гердан" (далее - ООО "Гердан", ответчик) о взыскании 1 539 281,26 руб. основного долга по договору аренды земельного участка от 16.06.2004 N 27002-Z за период с 01.10.2009 г. по 31.03.2009 г., а также 378 663,19 руб. договорной неустойки.
Решением суда от 25.11.2010 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд исходил из наличия у ответчика задолженности и нарушения сроков уплаты арендных платежей.
Постановлением от 11.04.2011 г. Десятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено. С ООО "Гердан" в пользу Министерства имущественных отношений Московской области взыскано 335 200 руб. 20 коп. основного долга и 82 459 руб. 22 коп. пени. В остальной части иска отказано.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с представленным истцом расчетом взыскиваемой задолженности по спорному периоду, исходил из подлежащего применению при определении арендной платы по договору аренды земельного участка льготного коэффициента в размере 2-х процентной кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит постановление суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению заявителя кассационной жалобы, нормы части 8 статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", устанавливающие льготный размер арендной платы (2% от кадастровой стоимости), подлежат применению исключительно для юридических лиц, обладающих правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и выразившим желание это право переоформить на право аренды.
Представитель заявителя кассационной жалобы в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы, в ней изложенные, просил постановление отменить оставить в силе решение суда.
Представитель ООО "Гердан" в судебное заседание не явился и отзыв на кассационную жалобу не представил.
Определением Федерального арбитражного суда от 20.05.2011 г. кассационная жалоба Министерства имущественных отношений Московской области принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 09.06.2011 г. на 16 часов 30 минут. Копии определения направлены лицам, участвующим в деле, по имеющимся в материалах дела адресам заказным письмом с уведомлением.
Кроме того, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ информация о принятии кассационной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания опубликована 20.05.2011 г. на сайте http://kad.arbitr.ru, т.е. более чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Частью 6 ст. 121 АПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
ООО "Гердан" извещен о месте и времени слушания дела надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направил, в связи с чем дело рассмотрено по правилам ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствии представителя ООО "Гердан".
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Минмособлимущества от 16.06.2004 N 392 "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования закрытого акционерного общества "Научно-производственно предприятие "ИНТО" на земельный участок, находящийся в государственной собственности на право аренды" 16.06.2004 между истцом (арендодателем) и ЗАО "НПП "ИНТО" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 27002-Z, зарегистрированный в УФРС по МО 23.09.2004, сроком на 49 лет (пункт 2.1. договора).
Предметом указанного договора является земельный участок с кадастровым номером 50:23:0010176:0002, площадью 42100 кв. м (пункт 1 договора).
В приложении N 2 к указанному договору стороны установили размер и порядок внесения арендатором арендной платы за земельный участок.
11.03.2005 между истцом (арендодателем) и ЗАО "НПП "ИНТО" (арендатором) заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка N 27002-Z.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.04.2010 по делу N А41-41798/09 установлено, что, на основании соглашения от 25.04.2005 г. ЗАО "НПП "ИНТО" уступило ООО "Гердан" права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 16.06.2004 N 27002-Z.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды. Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта с учетом положений регулирующего данного правоотношения законодательства, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" в статью 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 этой статьи.
В силу абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку арендуемый ответчиком земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, к правоотношениям сторон разбирательства применим порядок определения арендной платы, установленный статьей 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Частью 1 статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлено несколько порядков определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности.
В силу части 8 статьи 14 названного Закона Московской области определение арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением нового порядка определения размера арендной платы или с применением новых значений показателей (кадастровая стоимость земельного участка, коэффициент-дефлятор, Кд, Пкд, Км, Аб) осуществляется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый порядок определения размера арендной платы или новые значения показателей, за исключением случаев установления новых условий использования арендатором земельного участка или вида деятельности арендатора на земельном участке.
Закон Московской области от 12.03.2008 N 16/2008-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" устанавливающий новый порядок определения размера арендной платы (пункт 2.1 части 1 статьи 14), вступил в законную силу 19.03.2008, следовательно, для расчета арендной платы по спорному договору аренды установленный пунктом 2.1 части 1 статьи 14 Закона новый порядок подлежит применению с 1 января 2009 года.
Учитывая конкретные обстоятельства дела и непредставление ответчиком доказательств своевременной оплаты арендных платежей в рамках договора аренды от 16.06.2004 N 27002-Z, наличием задолженности за период с 01.10.2009 г. по 31.03.2010 г., суд первой инстанции, проверив представленный истцом расчет, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
В связи с чем постановление суда апелляционной инстанции от 11.04.2011 г. подлежит отмене, решение суда первой инстанции от 25.11.2010 г. остается в силе.
Государственная пошлина взыскивается по правилам ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 11 апреля 2011 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-22005/10 отменить.
Решение от 25 ноября 2010 года Арбитражного суда Московской области по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с ООО "Гердан" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2.000 рублей по кассационной жалобе.
Председательствующий судья |
О.И. Русакова |
Судьи |
О.И. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.