г. Москва
17 июня 2011 г. |
N КГ-А40/5686-11-П |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.
судей Малюшина А.А., Бусаровой Л.В.,
при участии в заседании:
от истца - Дворская Л.Е. по доверенности от 24.05.2011,
от ответчика - Королева Е.С. по доверенности от 31.12.2009 N 01-06-08/183,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев 14.06.2011 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Пригородные пассажирские перевозки"
на решение от 01 ноября 2010 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Зверевой О.Н.,
на постановление от 09 марта 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Баниным И.Н., Семикиной О.Н., Юрковой Н.В.,
по иску ООО "Пригородные пассажирские перевозки"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
третьи лица: Министерство финансов Рязанской области, Министерство социальной защиты Рязанской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Пригородные пассажирские перевозки" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 15 982 521 руб. 53 коп.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьями 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в 2006 году истцом были оказаны услуги по льготному проезду гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, однако расходы по перевозке не были компенсированы истцу в полном объеме.
Определением от 24.07.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Рязанская области в лице Министерства финансов Рязанской области.
Решением от 14.12.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2010, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд исходил из того, что истцами подтвержден факт несения убытков и их размер.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.07.2010 N КГ-А40/6240-10 решение от 14.12.2009 и постановление от 16.03.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменяя названные судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что суд первой и апелляционной инстанций не дал оценку доводам ответчика о включении истцом в расчет убытков не количества приобретенных месячных социальных талонов-билетов, а количества поездок по списочным льготникам, а так же не применил нормативные правовые акты Рязанской области для определения источника по возмещению расходов истца.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Рязанской области и Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011, исковые требования удовлетворены частично.
С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Пригородные пассажирские перевозки" взысканы убытки в размере 338 360 руб. 91 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
При этом суд исходил из того, что истцом не представлены доказательства причинения ему убытков в заявленном размере.
Не согласившись с принятыми решением от 01.11.2010 и постановлением от 09.03.2011, ООО "Пригородные пассажирские перевозки" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты изменить, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытки в размере 15 982 521 руб. 53 коп.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суд неправильно применил нормы материального права, нарушил нормы процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, по доводам, изложенным в отзыве.
Министерство финансов Рязанской области, Министерство социальной защиты Рязанской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения от 01.11.2010 и постановления от 09.03.2011, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческой организацией, осуществляющей перевозки.
В пределах Рязанской области (Пронский район) на пригородных автобусных маршрутах с января по декабрь 2006 года включительно истец осуществлял перевозки пассажиров, в том числе лиц, включенных в федеральный регистр льготников (имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета).
В обоснование исковых требований ООО "Пригородные пассажирские перевозки" ссылается на то, что неполученная от потребителей услуг плата не была полностью компенсирована ответчиком. В этой связи, истец считает, что неполученные им денежные средства являются его убытками, которые обязана возместить Российская Федерация, установившая названные льготы.
Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 названного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров или багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" льготы по бесплатному проезду для граждан, включенных в федеральный регистр, отменены с 01.10.2005.
Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Суд установил, что порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Федерального бюджета в 2006 году установлен постановлением Правительства Рязанской области от 17.06.2005 N 23, а с 01.07.2006 - постановлением Правительства Рязанской области от 15.05.2006 N 151.
Постановлением Правительства Рязанской области от 17.06.2005 N 23 утвержден Порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Рязанской области от 15.05.2006 N 151 утвержден Порядок предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области.
Согласно названным Порядкам проезд на транспорте общего пользования гражданами, имеющими право на меры социальной поддержки, осуществляется на основании месячного единого именного социального талона-билета.
В пункте 8 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 15.05.2006 N 151, установлено, что объем финансовых средств областного бюджета, необходимый для возмещения расходов перевозчикам, определяется исходя из размера доплаты, производимой за каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, и общего количества граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Рязанской области.
Расчет с перевозчиками производится посредством перечисления сумм пропорционально проданным месячным именным социальным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении в пределах выделенных бюджетных средств.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области осуществляет перечисление перевозчикам указанных в пункте 8 Порядка финансовых средств в соответствии с заключенными договорами об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан.
В соответствии с пунктами 13, 14 Порядка перевозчики в течение первой декады месяца, на который были проданы талоны-билеты, оформляют ведомости и отчеты на каждую категорию граждан-льготников о полученных доходах от продажи талонов-билетов в городском или пригородном транспорте и представляют их в управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области.
Пунктом 15 Порядка установлено, что Управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области готовит единые реестры расчета по возмещению затрат от перевозки льготных категорий граждан на основе долевого участия каждого перевозчика в общем объеме перевозок граждан и предоставляет их в управление труда и социальной защиты населения Рязанской области для перечисления денежных средств перевозчикам.
Суд установил, что в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 04.08.2005 N 170 "Об упорядочении деятельности по организации транспортного обслуживания населения в Рязанской области для возмещения убытков истца, возникающих от работы на данных маршрутах, выражающихся в неполучении платы за проезд с граждан, предъявляющих при проезде единый именной социальный талон-билет", Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области и Управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области с истцом был заключен договор от 19.12.2005, согласно пункту 5.1 которого выполненная перевозчиком работа оплачивалась Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области из расчета 50 руб. за каждого списочного льготника, проживающего в каждом муниципальном образовании и имеющего право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, пропорционально долевому участию каждого перевозчика в общем объеме перевозок граждан в границах административного района.
В соответствии с пунктом 2.11 договора объемы перевозок и причитающиеся перевозчику суммы оформляются в сводный расчет, который утверждается Управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области.
Данный договор действовал до июля 2006 года.
В июле 2006 года, в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 15.05.2006 N 151, Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области и Управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области с истцом был заключен договор от 03.07.2006 N 293 о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации.
Согласно пункту 2.3.2 данного договора расчет с перевозчиками производится пропорционально их доли участия в транспортных перевозках, в пределах субвенций выделенных бюджету Рязанской области исходя из численности указанных категорий граждан.
В соответствии с пунктом 3 договора расчет с перевозчиком производится на основании представленного Управлением единого реестра расчета по возмещению затрат от перевозки льготной категории граждан и представленных перевозчиком отчетных и расчетных данных, заверенных Управлением, счета и счета-фактуры.
Истец производил расчет исковых требований исходя из инструкции, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 31.10.2002 N 207.
Между тем, расчет исковых требований на основании указанной инструкции возможен только в отсутствие утвержденного порядка, методики определения расходов, затрат.
Кроме того, суд установил, что расчет иска произведен истцом не на показателях объема расходов, указанных в сводных реестрах расчетов, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Рязанской области и условиями договоров, и включает списочное количество льготников, то есть лиц, которым право на льготный проезд предоставлено законодательством, но которые данным правом не воспользовались и не приобретали социальный талон-билет.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что расчет истца не обоснован и не подтверждает его убытки от перевозки в заявленном размере.
Установив, что согласно сводным расчетам размер расходов истца до компенсации составляет 1 913 324 руб., из бюджета истец получил денежные средства в размере 1 062 563 руб. 09 коп., а от реализации социальных талон-билетов в размере 512 400 руб., суд сделал обоснованный вывод о том, что некомпенсированные убытки истца составляют 338 360 руб. 91 коп., и принял правильное решение об удовлетворении иска в указанном размере.
Доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены обжалованных судебных актов, поскольку заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены решения от 01.11.2010 и постановления от 09.03.2011 в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указано и судом кассационной инстанции не установлено, а потому кассационная жалоба ООО "Пригородные пассажирские перевозки" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2010 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2011 по делу N А40-74741/09-61-582 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
М.Д. Ядренцева |
Судьи |
Л.В. Бусарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.