г. Москва |
|
27 августа 2014 г. |
Дело N А40-4386/14-79-65 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.
судей: Борзыкина М.В., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" - Крестьянников А.С. - дов. от 23.12.13 г. б/н
от ответчика Департамент Росприроднадзора по ЦФО - Караульник О.К. - дов. от 11.02.14 г. N 197
рассмотрев 21 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" на постановление от 05 июня 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН: 1027700000679)
к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ
ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - департамент) от 19.12.2013 N 10-35/2284 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с назначением штрафа в сумме 170,0 тыс. руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2014 удовлетворены заявленные требования.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 решение суда отменено, постановление Департамента признано законным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил нарушение судом п.2 части 4 статьи 270 АПК РФ, в связи с чем перешел к рассмотрению заявления по правилам статьи 268 (части 6.1) АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного актав проверена Арбитражным судом Московского округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой общества, в которой общество просит отменить постановление из-за неправильного толкования норм материального права.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что в период с 11.09.2013 по 25.10.2013 Департаментом в отношении Общества была проведена плановая проверка на основании приказа от N 2236-пр от 29.08.2013, по результатам которой оформлен Акт от N 2236 от 25.10.2013, в котором зафиксированы выявленные при проверки нарушения, среди которых - захламление территории нефтебазы "Софрино" строительными отходами в результате проведения строительно-ремонтных работ.
По факту данного нарушения 10.12.2013 в отношении Общества с участием его представителя был составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ за N 10-33/2122.
19.12.2013 г. Департаментом вынесено оспариваемое постановление.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (статья 8.2 КоАП)
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно Приказа Минприроды РФ "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России" от 25.05.1994 N 160 захламлением земель является размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).
Согласно п. 3.7 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1333-03" при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Исследовав и оценив представленными сторонами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, что подтверждается материалами административного расследования. При этом судом установлено, что административный орган представил достаточные и допустимые доказательства несоблюдения обществом санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а также непринятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению названных требований.
Доводы подателя кассационной жалобы о том, что общество не является специализированной организацией, не имеет лицензии и не осуществляет деятельность по использованию, обеззараживанию или захоронению отходов, не эксплуатирует и не имеет права эксплуатировать объекты размещения отходов, т.е. не является субъектом вменяемого правонарушения, не могут быть приняты во внимание, поскольку вмененное обществу нарушение связано с правовыми отношениями, регулирующими обращение с отходами производства и потребления. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои производственные свойства.
Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены постановления Девятого арбитражного апелляционного суда.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2014 года по делу N А40-4386/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Борзыкин М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.