г. Москва |
|
20 июля 2011 г. |
Дело N А40-110024/10-54-714 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе председательствующего-судьи Волкова С.В.,
судей Комаровой О.И. и Хомякова Э.Г.
при участии в заседании: от истца - ООО "Сервис" - Пирожков А.В., доверенность от 23.11.09 г. б/н, от ответчика - ДИГМ - Медушевская Т.В., доверенность от 22.02.11 г. N Д-11/7253, удостоверение N 0456,
рассмотрев 13 июля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Сервис" (истец) (наименование лица, подавшего кассационную жалобу, и его процессуальное положение) на постановление от 27 апреля 2011 года N 09АП-7030/2011 Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Левиной Т.Ю., Сумароковой Т.Я. (фамилии, инициалы судей, принявших решение, определение, постановление) по делу N А40-110024/10-54-714
по иску ООО "Сервис" (ИНН 5042087549, ОГРН 1065042075548) (наименование истца)
к Департаменту имущества города Москвы (наименование ответчика)
о внесении изменений в договор аренды нежилого помещения (предмет спора)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис" (далее - ООО "Сервис") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту имущества г. Москвы (далее - ДИГМ) о внесении изменений в договор аренды N 02-00062/08 от 11.02.2008 г. в части условия о размере арендной платы, изменив ставку 10 900 руб. за 1 кв.м. в год на ставку 1 200 руб. за кв.м. в год.
Требование, предъявленное со ссылкой на нормы статей 11, 12, 450, 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", Закона г. Москвы N 60 от 26.11.2008 г. "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в г. Москве", Постановления Правительства г. Москвы N 1218-ПП от 30.12.2008 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы на период стабилизации финансовой системы" (в редакции Постановления Правительства г. Москвы N 1479-ПП от 29.12.2009 г.), мотивировано необходимостью приведения договора аренды в соответствие с Постановлением Правительства г. Москвы N 1218-ПП от 30.12.2008 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы на период стабилизации финансовой системы", которым предусмотрено применение мер государственной имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства посредством установления в 2010 году ставки арендной платы в размере 1200 руб. за кв.м. в год.
Решением от 07 февраля 2011 года Арбитражный суд города Москвы иск удовлетворил полностью.
Суд первой инстанции счел требования истца законными в связи с тем, что истцу, являющемуся субъектом малого предпринимательства, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 г. N 1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы на период стабилизации финансовой системы" предоставлено право на государственную имущественную поддержку в виде установления ставки арендной платы на 2010 год в размере 1 200 руб. за кв.м.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2011 года N 09АП-7030/2011-ГК решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска исходил из того, что ставка арендной платы была установлена в соответствии с протоколом об итогах аукциона от 17.10.2007 г N 74 и не может быть снижена, в связи с чем, стороны заключив договор аренды N 02-00062/08 от 11.02.2008 г. на условиях внесения арендной платы по ставке, установленной договором, реализовали право, предусмотренное п. 1 ст. 421 ГК РФ.
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ООО "Сервис", которое считает, что апелляционным судом неправильно применены нормы материального права, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции сделал необоснованный вывод об отсутствии у истца льгот по арендной ставке в связи с внесением в Постановление Правительства Москвы N 1218-ПП от 30.12.2008 г. изменений, упраздняющих применение льготной ставки к субъектам малого предпринимательства, заключивших договоры аренды нежилых помещений по результатам торгов, поскольку данные изменения противоречат федеральному законодательству, устанавливающему равные условия доступа субъектов малого предпринимательства к получению финансовой и другой поддержки.
Представитель заявителя кассационной жалобы в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Представитель ДИГМ в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просил постановление апелляционного суда оставить в силе.
Выслушав представителей стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены постановления в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, 11 февраля 2008 года между ДИГМ (арендодатель) и ООО "Сервис" (арендатор) был заключен договор N 02-00062/08 аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы.
По условиям названного договора истец передал ответчику по временное пользование нежилое помещение общей площадью 73,5 кв.м., расположенное по адресу: Москва, ул. Ивана Сусанина, д.4, корп.7 для использования в целях: "торговые" (п. 1.3 договора аренды).
Договор аренды был заключен сроком с 07 февраля 2008 года по 7 февраля 2013 года.
Государственная регистрация договора аренды N 02-00062/08 от 11 февраля 2008 года была произведена Управлением федеральной регистрационной службы по Москве 11 марта 2008 года.
Согласно пункту 6.1 договора аренды, ставка арендной платы определяется в соответствии с протоколом об итогах аукциона от 17.10.2007 г. N 74 на объект аренды (п. 1.1 настоящего договора) и не может быть снижена. За объект аренды величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения настоящего договора и не может быть снижена.
Величина арендной платы устанавливается в размере 801 150 руб. (п. 6.2 договора).
На основании пункта 6.5 договора, арендная плата вносится арендатором ежемесячно с оплатой не позднее пятого числа текущего месяца в размере одной двенадцатой (1/12) части, установленной пунктами 6.1, 6.2, 6.3 договора, в бюджет города Москвы.
Судом апелляционной инстанции было установлено, что до 01.01.2010 г. истец, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 30.12.2008 г. N 1218-ПП, устанавливающим применение в 2009 году мер государственной имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства посредством установления ставки арендной платы в размере 1000 руб. за кв.м. получал от арендодателя частичное освобождение от исполнения обязанности по внесению арендной платы в сумме, превышающей 6 125 руб. без НДС в месяц.
Впоследствии, в связи с внесением Постановлением Правительства от 29.12.2009 г. N 1479-ПП изменений в постановление Правительства Москвы N 1218-ПП от 30.12.2008 г. о том, что в отношении договоров, заключенных до 01.01.2010 г. с субъектами малого предпринимательства города Москвы по итогам торгов по передаче в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы расчет арендной платы производится по ставке, определенной по результатам торгов, ответчик рассчитал истцу арендную плату на 2010 год исходя из ставки арендной платы в размере 66 762 руб. 50 коп. без учета НДС в месяц.
Ссылаясь на то, что ООО "Сервис" зарегистрировано в реестре малого предпринимательства города Москвы, истец обратился в арбитражный суд с вышеназванными исковыми требованиями, полагая, что ответчик должен пересчитать арендную плату договору аренды от 11.02.2008 года N 02-00062/08 исходя из ставки и условий, названных в Постановлении Правительства г. Москвы N 1218-ПП от 30.12.2008 "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, на период стабилизации финансовой системы".
Между тем, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции, договор аренды N 02-00062/08 от 11.02.2008 г. не содержит условие о возможности изменения установленной им ставки арендной платы.
В силу стати 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Из содержания указанной нормы следует, что ограничение принципа свободы договора, равенства и автономии воли участника гражданских правоотношений возможно лишь в двух случаях: когда такое ограничение установлено самим Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом. Возможности ограничения гражданских прав и обязанностей каким-либо иным правовым актом гражданское законодательство не допускает.
Постановлением Правительства Москвы N 1218-ПП от 30.12.2008 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, на период стабилизации финансовой системы" решено предоставить право на государственную имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого предпринимательства Москвы, в виде установления ставки арендной платы в размере 1000 руб. за кв. м в год по действующим и заключаемым на новый срок, а также вновь заключаемым договорам аренды на нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы.
В соответствии с указанным постановлением истец получил от арендодателя частичное освобождение от исполнения обязательства по внесению арендной платы в сумме превышающей 6 125руб. без НДС в месяц до 01.01.2010 г.
Между тем, постановлением Правительства Москвы от 29.12.2009 г. N 1479-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 1218-ПП от 30.12.2008 г., согласно которым предоставляется право на государственную имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого предпринимательства Москвы, в виде установления ставки арендной платы в размере 1000 руб. за кв. м в год на 2009 год, 1200 руб. за кв. м в год на 2010 год по действующим и заключаемым на новый срок, а также вновь заключаемым договорам аренды на нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы, в том числе на нежилые помещения, арендуемые организациями, образующими инфраструктуру поддержки малого предпринимательства Москвы, у казенных предприятий города Москвы, за исключением договоров аренды, заключаемых по результатам торгов по передаче объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы, в аренду субъектам малого предпринимательства.
Следовательно, названным Постановлением Правительства Москвы предусмотрено, что право на государственную имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы по договорам, заключенным по результатам торгов по передаче объектов нежилого фонда в аренду субъектам малого предпринимательства, не предоставляется.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 г. N 1479-ПП "О реализации дополнительных мер государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период 2010 - 2012 гг." установлено, что в отношении договоров аренды, заключенных до 1 января 2010 г. с субъектами малого предпринимательства города Москвы по итогам торгов по передаче в аренду объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы, расчет арендной платы производится по ставке, определенной по результатам торгов.
Ставка арендной платы в размере 801 150 руб. в год, без налога на добавленную стоимость, или 10 900 руб. за кв. м в год, без налога на добавленную стоимость, установленная в договоре аренды, была определена на основании торгов, победителем которых признано ООО "Сервис", предложившее максимальный размер арендной платы.
Между тем, истец был свободен при заключении договора аренды N 02-00062/08 от 11.02.2008 г. и определении его условий, в том числе арендной платы, размер которой предложен им самим на торгах.
При этом, то обстоятельство, что ответчик является субъектом малого предпринимательства, само по себе не свидетельствует о необходимости применения в данном случае льготной ставки при уплате арендной платы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции на основании норм статей 154, 445, 614, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделал обоснованный вывод об отказе в удовлетворении требования о внесении изменений в договор аренды в части условия о размере арендной платы.
Вместе с тем, следует учесть, что согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами.
В данном случае, истцом не приведено ни одного из правовых оснований, предусмотренных нормами главы 26, иными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации или другими законами, для изменения условий заключенного сторонами договора в принудительном судебном порядке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а обжалуемое постановление принято при правильном применении норм процессуального и материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 АПК РФ основания для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2011 года N 09АП-7030/2011-ГК по делу N А40-110024/10-54-714 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Волков |
Судьи |
О.И. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.