г. Москва
4 августа 2011 г. |
N КГ-А40/6879-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 4 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туманова В.Н.
судей Нечаева С.В., Федосеевой Т.В.
при участии в заседании:
от ООО "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие":
Пащенко М.А., доверенность от 01.07.2011 г.
от Министерства финансов Российской Федерации:
Королева Е.С., доверенность от 31.12.2008 N 01-06-08/183
от Министерства финансов Республики Татарстан:
уведомлен, не явился
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан уведомлен, не явился,
рассмотрев 03 августа 2011 г. в судебном заседании
рассмотрев кассационную жалобу ООО "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие"
на решение от 15 ноября 2010 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ахмадовой Т.Б.,
на постановление от 21 марта 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Катуновым В.И., Баниным И.Н., Юрковой Н.В.,
по иску ООО "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
о взыскании убытков,
третьи лица: Республика Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан; Республика Татарстан в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытков в размере 39 305 557 руб. 88 коп., возникших в результате обеспечения в 2006 г. равной доступности услуг общественного транспорта в городе Нижнекамск Республики Татарстан для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Республика Татарстан в лице Министерства финансов Республики Татарстан, Республика Татарстан в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан.
Исковые требования основаны на статьях 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что истцом в 2006 г. оказаны льготные услуги городских пассажирских перевозок граждан, включенных в федеральный реестр льготников, однако, расходы, понесенные в связи с этим истцом, компенсированы ему не в полном объеме.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2010 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2011 г., в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
При принятии судебных актов, суды исходили из того, что размер реального ущерба должен быть документально обоснован истцом, а иск рассчитан исходя из того, что на одного льготника в месяц предположительно приходится 50 поездок.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты по делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе истец указал, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы указал, что сведения о количестве оказанных услуг по каждому льготнику, соответственно, и размер убытков, зависят от выбранного метода расчета, исходя из 109 267 человек федеральных льготников за 2006 год.
Истец считает, что сумма полученной им компенсации не покрывает его расходов, подлежащих возмещению в полном объеме на основании статьи 790 ГК РФ.
Ответчик требования кассационной жалобы не признал, возражения изложил в отзыве, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы представители третьих лиц явки надлежаще уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена без участия их представителей.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого решения и постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозок населения городским транспортом и получение прибыли.
В 2006 г. истец оказал льготные услуги городских пассажирских перевозок на городских маршрутах гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, в связи с чем, понес расходы.
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 790 ГК РФ, подлежат возмещению убытки, понесенные по предоставлению льгот и преимуществ, установленных законом или договором.
22 августа 2004 года Федеральным законом N 122-ФЗ изменен порядок предоставления льгот в Российской Федерации. Отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
После 01 ноября 2005 г. в Российской Федерации применяется нормативно-тарифное регулирование отношений по перевозке отдельных категорий граждан, которое отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Татарстан в 2006 - 2008 годах порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, был установлен следующими нормативными правовыми актами:
- Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 апреля 2005 г. N 161 2 "Об утверждении порядка предоставления единого месячного социально проездного билета и единого месячного детского социально проездного билета в Республике Татарстан";
- Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 марта .2006 г. N 104 "Об утверждении порядка расходования в 2006 году субвенций, предоставленных Республике Татарстан из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации".
Постановлением N 161 определен порядок и условия производства, предоставления, учета единых месячных социальных проездных билетов и единых месячных детских социальных проездных билетов и порядок перечисления транспортным предприятиям выручки, полученной от реализации указанных проездных билетов.
Постановлением N 104 утвержден порядок расходования в 2006 г. субвенций, предоставленных Республике Татарстан из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Субвенции на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, направляются для расчетов с транспортными организациями, осуществляющими перевозки отдельных категорий граждан по единым месячным социальным проездным билетам на основании заключенных договоров между получателями бюджетных средств и транспортными организациями.
Во исполнение указанных нормативных правовых актов между истцом и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан был заключен договор от 16 января 2006 г. г. на возмещение расходов истца, понесенных им в результате оказания услуг льготных перевозок.
Договором предусмотрено, что возмещение убытков транспортным организациям от перевозки отдельных категорий граждан по ЕСПБ осуществляется в соответствии с порядком утвержденным Постановлениями N 104. В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами, а также договором истцом была получена из бюджета компенсация в размере 4 402 042 руб. 12 коп.
Согласно положениям статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Доводы заявителя кассационной жалобы о неполном возмещении предприятию расходов на предоставление проезда льготной категории граждан не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции об отмене судебных актов. Суды обоснованно исходили из того, что предъявленные транспортным предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально обоснован истцом.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 июня 2009 года N 2992/09, возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела. При этом расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода). Сведения федерального и регионального регистра льготников учитываются при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В данном случае суды обоснованно исходили из того, что истец не доказал, что понес реальные убытки в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, и эти убытки подлежат возмещению в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суды правильно установили, что истец не представил доказательства реальности убытков в заявленной сумме, а именно: нет сведений о точном фактическом количестве перевезенных пассажиров льготных категорий, который в расчетах может и должен быть реальным в силу того, что к взысканию заявляется реальный ущерб. Расчетные составляющие методики определения убытков могут касаться тех данных, которые не могут быть подтверждены документально. Такой показатель как количество реально перевезенных пассажиров должен и может фиксироваться перевозчиком с помощью электронных устройств, нулевых билетов, иным способом.
По мнению суда кассационной инстанции, суды с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Выводы суда об обстоятельствах дела, а также о применении законов и иных нормативных правовых актов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, 05.02.2008 N 16069/07, 05.02.2008 N 12479/07, 23.06.2009 N 2992/09, 25.01.2011 N 9621/10 и 26.04.201 N 17828/10 и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами.
В соответствии с положениями статей 286, 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательства, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь требованиями статей 176, 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2011 г. по делу N А40-174799/09-55-1244 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Н. Туманов |
Судья |
Т.В. Федосеева С.В. Нечаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.