г. Москва
21 июля 2011 г. |
N КА-А40/6621-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя: Сибикиной А.В., доверенность N 51 от 08.07.2011 г.; Самойлова А.Н., доверенность N 26 от 22.04.2001 г.;
от заинтересованных лиц: 1) Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по городу Москве - не явился, извещен; 2)Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве - Зориной А.В., доверенность N 32396/10 от 29.12.2010 г.,
рассмотрев 12, 19 июля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Группа компаний СТАНКОЛИТ" (заявителя)
на решение от 01 марта 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление от 10 мая 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-116115/10-148-729
по заявлению открытого акционерного общества "Группа компаний СТАНКОЛИТ"
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по городу Москве, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
об оспаривании действий
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Группа компаний СТАНКОЛИТ" (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Москвы к федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по городу Москве (далее - ФГУ "ЗКП" по г. Москве) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконными действий по установлению 17.01.2008 г. кадастровой стоимости 3 910 150 135,68 рублей земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021006:58 площадью 96 108 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Складочная, владение 1, строения 1, 2, 14, 16, 18, 31, 32, 33, 38, 40, 41, 43, 48.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 марта 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, арбитражные суды исходили из того, что изменение кадастровой стоимости земель произошло в результате изменения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методик проведения оценки.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить ввиду неправильного применения норм материального права.
В обоснование своей кассационной жалобы общество указывает, что кадастровая стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021006:58 установлена 15.03.2007 г. в размере 1 628 838 384 рублей. В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206) изменение кадастровой стоимости земельного участка (до 3 910 150 135,68 рублей) уже через 1 год не могло быть произведено.
ФГУ "ЗКП" по г. Москве и Управление Росреестра по Москве отзывы на кассационную жалобу, составленные в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителя ФГУ "ЗКП" по г. Москве, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества доводы жалобы поддержал, просил судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель управления в судебном заседании просил оставить решение и постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные, представив письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба- без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу принадлежат на праве собственности строения по адресу: г. Москва, ул.Складочная, владение 1, строения 1, 2, 14, 16, 18, 31, 32, 33, 38, 40, 41, 43, 48 (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 28.04.2010 серии 77АМ N N 365922, 365920, 365919, 365918, 365921, 365927, 365926, 365925, 365924, 365923, от 05.05.2010 NN 366002, 366001, 366000, 365999).
По Договору аренды земельного участка от 30.01.2002 N М-02-018174 для эксплуатации зданий заявителю предоставлен земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021006:58 площадью 96 108 кв.м.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 17.04.2007 N 77-5/07-3231 кадастровая стоимость земельного участка составила 1 628 838 384 рублей.
Согласно Постановления Правительства Москвы от 24.05.2005 N 356-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2004 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2005 год" удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с учетом вида функционального использования "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, АЗС и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса" был равен 16 948 рублей за 1 за кв.м.
Из предоставленного заявителю кадастрового паспорта земельного участка N 77-5/08-51136 следует, что кадастровая стоимость земельного участка на 02.07.2008 г. составляла 3 910 150 135,68 рублей.
Письмом ФГУ "ЗКП" по г. Москве от 11.10.2010 N ОР-05/1709 обществу сообщено, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" произведена государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021006:58.
Данным постановлением установлены новые средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в разрезе видов разрешенного использования.
Земельный участок с кадастровым номером 77:02:0021006:58 включен перечень объектов оценки, кадастровая стоимость рассчитана для 5 вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", удельный показатель кадастровой стоимости установлен в сумме 40 684,96 рублей за 1 кв.м.
Постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", которым произведена государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021006:58, заявителем в установленном законом порядке и сроки не оспорено, и проверка законности данного постановления не является предметом судебного разбирательства по рассматриваемому делу.
Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены Управлением Роснедвижимости по Москве в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11.1 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
Не согласившись с действиями по установлению кадастровой стоимости земельного участка в сумме 3 910 150 135,68 рублей, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что государственная кадастровая оценка земель регламентирована Земельным Кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ было предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021006:58 изменилась в сторону увеличения (с 1 628 838 384 рублей до 3 910 150 135,68 рублей) в результате произведенной корректировки удельного показателя кадастровой стоимости в ходе проведения работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 N 560.
Согласно пункта 4 Административного регламента государственная кадастровая оценка земель включает в себя следующие процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков;
разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Таким образом, деятельность по государственной кадастровой оценке земель состоит из трех основополагающих стадий: 1) проведение работ по оценке земель, 2) утверждение результатов оценки и 3) внесение сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный земельный кадастр.
ФГУ "ЗКП" по г. Москве и Управлением Росреестра по Москве выполнялись функции по расчету стоимость земель с учетом новых методик проведения оценки и внесению утвержденных показателей кадастровой стоимости в государственный земельный кадастр.
Между тем, утверждались скорректированные показатели кадастровой стоимости Правительством Москвы путем принятия Постановления от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
Следовательно, ни ФГУ "ЗКП" по г. Москве, ни Управление Росреестра по Москве новые показатели кадастровой стоимости не устанавливали, 17.01.2008 г. в государственный земельный кадастр вносились уже утвержденные органом исполнительной власти Москвы сведения о стоимости земельного участка, что соответствует требованиям пункта 11.1 Административного регламента.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод об отсутствии незаконных действий со стороны ФГУ "ЗКП" по г. Москве и управления, выразившихся в установлении кадастровой стоимости 3 910 150 135,68 рублей земельного участка с кадастровым номером 77:02:0021006:58, и оснований для удовлетворения требований общества. Кроме того, судами установлено, что соответствие произведенных расчетов утвержденным Минэкономразвития РФ Методическим указаниям и утвержденным Роснедвижимостью Техническим рекомендациям Обществом не оспаривается.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Иная оценка установленных судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, и поэтому отклоняются. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении с кассационной жалобой представителем общества Колесник А.В. по чеку-ордеру от 20.05.2011 СБ N 9038 филиал N 386 терминал N 4 оплачена госпошлина в размере 2000 рублей.
Между тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской федерации" при обжаловании судебных актов по делам неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей для юридических лиц.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
При указанных обстоятельствах, излишне оплаченная государственная пошлина при обращении в суд с кассационной жалобой, подлежит возврату ее плательщику.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 марта 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2011 года по делу N А40-116115/10-148-729 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из Федерального бюджета в пользу открытого акционерного общества "Группа компаний "СТАНКОЛИТ" (ИНН.7715769076) излишне уплаченную представителем Колесник А.В. 20.05.2011 по чеку-ордеру СБ N 9038 филиал N 386 терминал N4 госпошлину в размере 1000 рублей.
Председательствующий-судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
Е.Ю.Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.