г. Москва
18 августа 2011 г. |
N КА-А40/8925-11 (1, 2) |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен: 18 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи М.В. Борзыкина
судей: Е.Ю. Ворониной, В.А. Долгашевой
при участии в заседании:
от заявителя - Общество с ограниченной ответственностью "Виктория XXI" (г. Москва, ОГРН 1037730007193): Душина Екатерина Алексеевна, - доверенность от 02.03.2011;
от заинтересованного лица - Правительство Москвы (г. Москва, ОГРН 1027739813507): Стапович Евгения Александровна, - доверенность от 11.01.2011 N 4-14-82/1;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент земельных ресурсов города Москвы (г. Москва, ОГРН в материалах дела не содержится): Стапович Евгения Александровна, - доверенность от 01.03.2011 N 11-И-580/11;
Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы (г. Москва, ОГРН 1027700594350): представитель не явился;
Контрольный комитет города Москвы (г. Москва, ОГРН 1087746163416): представитель не явился,
рассмотрев 11 августа 2011 года в судебном заседании кассационные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Виктория XXI" (заявитель), Правительства Москвы (заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 28 января 2011 года,
принятое судьёй А.Б. Поляковой,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 03 мая 2011 года,
принятое судьями В.А. Свиридовым, В.Я. Гончаровым, Л.А. Москвиной,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Виктория XXI"
о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, связанного с непредоставлением ООО "Виктория XXI" земельного участка с кадастровым номером 770606005259, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, вл. 116, в аренду для завершения проектирования и строительства, с непринятием в двухнедельный срок соответствующего решения о предоставлении названного земельного участка для строительства, об обязании устранить допущенные нарушения путём предоставления упомянутого земельного участка в аренду на срок 4 года 11 месяцев 28 дней для завершения проектирования и строительства торгово-офисного центра, совмещённого с автопаркингом;
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент земельных ресурсов города Москвы, Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы, Контрольный комитет города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Виктория XXI" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, связанного с непредоставлением ООО "Виктория XXI" земельного участка с кадастровым номером 770606005259, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, вл. 116, в аренду для завершения проектирования и строительства, с непринятием в двухнедельный срок соответствующего решения о предоставлении названного земельного участка для строительства, об обязании устранить допущенные нарушения путём предоставления упомянутого земельного участка в аренду на срок 4 года 11 месяцев 28 дней для завершения проектирования и строительства торгово-офисного центра, совмещённого с автопаркингом;
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент), Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы (далее - префектура), Контрольный комитет города Москвы (далее - контрольный комитет).
Решением от 28.01.2011 предъявленные требования удовлетворены. При этом суд обязал Правительство Москвы устранить допущенные нарушения прав общества и предоставить этому юридическому лицу земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, вл. 116, с кадастровым номером 770606005259 в аренду на срок 4 года 11 месяцев 28 дней для завершения проектирования и строительства объекта общественного назначения (торгово-офисного центра), совмещенного с автопаркингом.
Постановлением от 03.05.2011 апелляционный суд обязал Правительство Москвы устранить допущенные нарушения прав общества и в месячный срок рассмотреть вопрос о предоставлении обществу названного земельного участка, расположенного по упомянутому адресу для завершения проектирования и строительства объекта. В остальной части решение оставлено без изменения.
В порядке кассационного производства Правительством Москвы обжалованы решение, постановление, а обществом - постановление апелляционного суда в части, касающейся указанного судом способа устранения допущенных нарушений.
Требования о проверке законности решения от 28.01.2011, постановления от 03.05.2011 в кассационной жалобе, поданной Правительством Москвы, основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены не в полном объеме; неправильно применен закон, подлежащий применению. Решение, постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении предъявленных требований.
Требования о проверке законности постановления от 03.05.2011 в части, касающейся указанного судом способа устранения допущенных нарушений, в кассационной жалобе, поданной обществом, основаны на том, что апелляционным судом нарушены нормы процессуального права, неправильно применены нормы материального права. Постановление в обжалуемой части подлежит отмене, а решение суда первой инстанции в указанной части - оставлению в силе.
Отзывы на кассационные жалобы не направлены.
В судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационных жалоб, состоявшееся 11.08.2011 в 15 часов 05 минут, явились представитель ООО "Виктория-XXI", представитель Правительства Москвы (он же - представитель департамента). Каждый из них в отдельности заявил, что не возражает против рассмотрения кассационных жалоб в отсутствие представителей префектуры, контрольного комитета.
Поскольку названные лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, препятствий для рассмотрения кассационных жалоб в данном судебном заседании не имелось.
Относительно кассационных жалоб даны следующие объяснения:
- представитель Правительства Москвы (он же - представитель департамента) объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поданной ООО "Виктория-XXI", поскольку эти доводы неосновательны; доводы, содержащиеся в кассационной жалобе Правительства Москвы, поддерживает;
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает; против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поданной Правительством Москвы, возражает, поскольку эти доводы неосновательны.
С учетом доводов, содержащихся в каждой кассационной жалобе, а также объяснений относительно каждой кассационной жалобы, судом кассационной инстанции в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверена законность постановления от 03.05.2011, которым без изменения оставлено решение суда первой инстанции, принятого по существу спора и названный судебный акт изменен в части, касающейся способа устранения допущенных Правительством Москвы нарушений.
Судом первой инстанции, апелляционным судом, как показала проверка материалов дела, по существу предъявленных обществом требований установлены следующие фактические обстоятельства.
За обществом решением Городской комиссии по вопросам землепользования и градостроительства согласно протоколу от 12.10.2005 N 11 для разработки акта разрешенного использования зарезервирован земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, вл. 116. Такой акт за N 1738 на строительство объекта общественного назначения шаговой доступности (торгово-офисного центра), совмещенного с автопаркингом, с приложением плана названного земельного участка для разработки акта разрешенного использования участка обществу выдан 16.12.2005. Обществом за свой счёт осуществлены межевание и формирование земельного участка с постановкой его на государственный кадастровый учёт (присвоен кадастровый номер 7700606005259), подготовлена исходно-разрешительная документация. Распоряжением префекта Юго-Западного административного округа города Москвы от 07.03.2007 N 322-РП утверждён протокол Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от 25.01.2007 N 3, в котором указано решение комиссии об утверждении проекта границ земельного участка площадью 0,37 га по упомянутому адресу и о предоставлении обществу данного земельного участка в аренду на 11 месяцев 28 дней для завершения разработки документации. Договор аренды земельного участка N М-06-508796 для разработки акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта и проектирования объекта общественного назначения шаговой доступности (торгово-офисного центра) с автопаркингом заключен на срок 11 месяцев 28 дней. Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы 15.08.2007 подготовлен акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции N А-4217/98, согласно которому обществу разрешено использование упомянутого земельного участка для строительства торгово-офисного центра с автопаркингом. Управой района Теплый стан и обществом в районной газете "За Калужской заставой" от 20.09.2007-26.09.2007 N 35(516) граждане проинформированы о планируемом строительстве. Префектурой Юго-Западного административного округа города Москвы подготовлен и направлен на согласование проект распоряжения Правительства Москвы о строительстве, предусматривающий выделение земельного участка на праве долгосрочной аренды. Процесс согласования и подписания распорядительного документа не был завершён, о чём обществу стало известно после обращения с соответствующим заявлением в адрес Мэра Москвы 04.11.2009 и отсутствием на него ответа, что обусловило обращение в арбитражный суд.
Установив эти фактические обстоятельства и, применив положения статей 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями статей 1, 5, 20 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы", статей 3, 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", суд первой инстанции, апелляционный суд пришли к выводу о правомерности требования в части, касающейся несоответствия оспариваемого бездействия Правительства Москвы закону и нарушении в результате этого бездействия прав и охраняемых законом интересов заявителя. При этом суды исходили из того, что решение о предоставлении обществу земельного участка в аренду для строительства или об отказе в предоставлении земельного участка, должно было быть принято в двухнедельный срок.
Апелляционный суд, применив положения статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 424, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", изменил решение суда первой инстанции в части, касающейся способа устранения допущенных нарушений. При этом апелляционный суд исходил из того, что принятие решения о предоставлении в аренду земельного участка под строительство с определёнными условиями отнесено к компетенции органа исполнительной власти.
При принятии постановления суд кассационной инстанции исходил из следующего.
Судебное разбирательство по делу апелляционным судом произведено в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьёй 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Оснований полагать, что выводы апелляционного суда о применении норм права применительно к установленным им по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Доводы, содержащиеся в каждой кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка установленных апелляционным судом фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 мая 2011 года по делу N А40-46726/10-17-273 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий - |
М.В. Борзыкин |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.