г. Москва |
|
28 августа 2014 г. |
Дело N А40-127496/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2014 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 марта 2015 г. N 305-ЭС14-5764 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Федосеевой Т.В.,
судей Завирюха Л.В., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца - Белоусова Т.В. - доверенность от 03.04.2014, Малышев М.И. - доверенность от 17.01.2014,
от ответчика - извещен, представитель не явился,
от третьего лица - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 21 августа 2014 г. в судебном заседании кассационную
жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 06 февраля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Смысловой Л.А.,
на постановление от 16 апреля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
по иску Открытого акционерного общества "Тверьавтотранс"
(ОГРН 1066952001181)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области
о взыскании 68 510 432 руб. 14 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Тверьавтотранс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 17 023 094 руб. 98 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Доводы заявителя мотивированы тем, что судами расчет иска не проверен, не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика, не проверена обоснованность примененных в расчете иска показателей и методики расчета расходов предприятий на перевозку льготников, установленной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для данной категории дел, не применены положения нормативных актов Тверской области, установившие порядок расчета компенсации.
В заседании суда кассационной инстанции представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Истец, извещенный о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представителя в суд не направил.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, предприятие является коммерческой организацией и в 2011 году осуществляло перевозки граждан на общественном транспорте общего пользования на основании единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ).
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 октября 2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Порядок выдачи ЕСПБ закреплен Постановлением Администрация Тверской области от 16.02.2005 г. N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета".
Постановлением Администрации Тверской области от 01.09.2008 года N 262-па "Об утверждении Долгосрочной целевой программы Тверской области "Социальная поддержка населения Тверской области на 2009 - 2012 года" действие льготы в виде единого социального проездного билета было продлено до 2012 года.
На основании указанного выше нормативно-правового акта предприятие в 2011 году предоставляло отдельным категориям граждан право льготного проезда на основании ЕСПБ, в связи с чем получало компенсацию из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23 июня 2009 года N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 25 января 2011 N 9621/10, расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Суд установил, что предприятием в материалы дела представлен расчет недополученных доходов предприятия, который составлен на основании количества реализованных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок в месяц. Указанный расчет проверен судом и признан обоснованным.
Принимая решение, суд исходил из того, что расходы транспортного предприятия по перевозке льготных категорий граждан возмещены не в полном объеме из бюджета Российской Федерации.
Поскольку обязанность по возмещению расходов предприятия по перевозке льготных категорий граждан в невозмещенной части лежит на Российской Федерации, суд пришел к выводы о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика 17 023 094 руб. 98 коп. убытков.
Кассационная инстанции, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2007 года N 1476/07, 05 февраля 2008 N 16069/07, 05 февраля 2008 N 12479/07, 23 июня 2009 N 2992/09, 25 января 2011 N 9621/10, 26 апреля 2011 N 17828/10, признает правомерным вывод суда о наличии у Российской Федерации обязанности по возмещению транспортному предприятию в полном объеме убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
Суд полно и всесторонне исследовал представленные по делу доказательства размера расходов и правильно применил нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06 февраля 2014 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 16 апреля 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-127496/13 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Т.В. Федосеева |
Судьи |
Л.В.Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
...
Кассационная инстанции, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2007 года N 1476/07, 05 февраля 2008 N 16069/07, 05 февраля 2008 N 12479/07, 23 июня 2009 N 2992/09, 25 января 2011 N 9621/10, 26 апреля 2011 N 17828/10, признает правомерным вывод суда о наличии у Российской Федерации обязанности по возмещению транспортному предприятию в полном объеме убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
...
решение от 06 февраля 2014 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 16 апреля 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-127496/13 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 августа 2014 г. N Ф05-7736/14 по делу N А40-127496/2013
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31123/15
17.08.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 294-ПЭК15
28.08.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7736/14
16.04.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10470/14
06.02.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-127496/13