город Москва |
|
01 сентября 2014 г. |
Дело N А40-51086/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кузнецова В.В., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца - Андропов В.П., дов. от 02.09.2013 г. N АИ 09.13; Назарова Е.В., дов. от 05.09.2013 г. N АИ 01.13
от ответчика - Нагорная М.Ю. по дов. от 27.12.2013 г. N 33-Д-927/13
рассмотрев 25 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы (ответчика) на решение от 31 января 2014 года Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Коноваловой Е.В. на постановление от 31 марта 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Левиной Т.Ю., Тихоновым А.П., Савенковым О.В.
по иску ООО "Атоминжиниринг"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атоминжиниринг" (далее - ООО "Атоминжиниринг") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) об обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 3.559 кв. м с кадастровым номером 77:06:0003002:1000, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, вл. 57А, стр.11, на предложенных истцом условиях, ссылаясь на неисполнение Департаментом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2012 г. по делу N А40-19993/12-41-184.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2014 г., требования удовлетворены.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что истец не утратил право на выкуп арендуемого земельного участка, на котором находятся принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, по ранее действовавшей льготной цене в размере 20% кадастровой стоимости земельного участка, поскольку с заявлением о выкупе этого участка обратился до 01 июля 2012 г., и что запрет на строительство не является договорным условием, поскольку порядок установления такого запрета определен Законом г. Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве", а также приняли во внимание актуальную кадастровую стоимость земельного участка в размере 51.010.435 руб. 20 коп.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции пришел также к выводу о том, что факт отнесения спорного земельного участка к природным озелененным территориям не может повлиять на условия его выкупа, т.к. независимо от права, на котором истец владеет земельным участком, он обязан исполнять нормы действующего законодательства и нормативных правовых актов, накладывающих ограничения на владельца земельного участка в связи с наличием тех или иных ограничений его использования.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты Департамент ссылается на возбуждение исполнительного производства для принудительного исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2012 г. по делу N А40-19993/12-41-184 уже после 01 июля 2012 г., в связи с чем при принятии распоряжения от 22.08.2013 г. N 4751-06 он не мог уже руководствоваться нормой права, прекратившей к этому моменту свое действие, а также настаивает на своих доводах о необходимости включении в текст договора ограничений и обременений, связанных с вхождением отчуждаемого земельного участка в состав природного комплекса "Долина реки Чуры", в связи с чем просит решение от 31 января 2014 г. и постановление от 31 марта 2014 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске полностью.
ООО "Атоминжиниринг" поддерживает приведенные в ранее представленном отзыве доводы о неправомерном уклонении именно Департамента от заключения договора в установленные сроки, что ранее уже было установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-19993/12-41-184, а также об отсутствии у ответчика каких-либо иных возражений по условиям представленного истцом проекта договора при рассмотрении дела в суде первой инстанции, кроме как по размеру выкупной цены, просит судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые ответчиком судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2012 г. по делу N А40-19993/12-41-184 на Департамент земельных ресурсов города Москвы была возложена обязанность подготовить и направить ООО "Атоминжиниринг" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 3.559 кв. м с кадастровым номером 77:06:0003002:1000, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, вл. 57А, стр.11, в связи с неправомерным уклонением Департамента от принятия решения по результатам рассмотрения поступившего от ООО "Атоминжиниринг" заявления от 03.11.2011 г. о выкупе арендуемого земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости.
В порядке принудительного исполнения вышеуказанного решения арбитражного суда ответчик 28.11.2012 г. направил истцу проект договора, в котором выкупная цена земельного участка была определена в размере 16.062.753 руб., что составляло 100% его прежней кадастровой стоимости.
Истец не согласился с предложенными ответчиком условиями выкупа земельного участка, настаивая на выкупе его по ранее действовавшей льготной цене в размере 20%, что составляло 8.647.622 руб. 61 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при приобретении до 1 июля 2012 года собственниками расположенных на земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, таких земельных участков их цена подлежала установлению субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" до 1 июля 2012 года цена в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка устанавливалась при приобретении земельных участков коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти объекты капитального строительства были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением указанными в пункте 1 названной статьи лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).
Запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" решением Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии со статьей 6 названного Закона, устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке.
Снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется Правительством Москвы (уполномоченным им органом), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка и при условии оплаты им 80 процентов от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию.
Установив, что у Департамента обязанность заключить с ООО "Атоминжиниринг" договор купли-продажи земельного участка площадью 3.559 кв. м с кадастровым номером 77:06:0003002:1000, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, вл. 57А, стр.11, на котором находятся принадлежащие ООО "Атоминжиниринг" на праве собственности объекты недвижимости, возникла до 1 июля 2012 года и что решений об установлении запрета на строительство на данном участке принято не было, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о сохранении за истцом права на выкуп этого земельного участка по ранее установленной льготной цене.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 марта 2014 года по делу N А40-51086/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.