г. Москва
11 октября 2011 г. |
Дело N А40-132567/10-92-825 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя ЗАО "Автомедон" Свириденко В.В. по доверенности от 14 декабря 2010 г.
от ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы Чуксина И.В. по доверенности от 01 марта 2011 г. N 33И-566/11
от третьих лиц Префектуры Юго-Восточного административного округа города Москвы Чернишевой И.И. по доверенности от 13 июля 2011 г.; Правительства Москвы Чуксина И.В. по доверенности от 11 января 2011 г. N 4-14-99/1, Левченковой О.Е. по доверенности от 11 января 2011 г. N 4-14-93/1
рассмотрев 20 - 27 сентября 2011 г. - 04 октября 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 16 февраля 2011 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Уточкиным И.Н.
на постановление от 15 июня 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Векличем Б.С., Кольцовой Н.Н., Лепихиным Д.Е.
по делу N А40-132567/10-92-825
по заявлению Закрытого акционерного общества "Автомедон" (ОГРН 1027739281734)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423)
об оспаривании действий
третьи лица Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительство Москвы, Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Автомедон" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы о признании недействительным отказа в оформлении договора аренды земельного участка, изложенного в письме от 31 мая 2010 года N РД1-37/10-0-/6/-1, об обязании обеспечить изготовление кадастрового плана земельного участка площадью 5000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 52-56, в соответствии с материалами инженерно-геодезических работ по установлению границ и определению площади земельного участка, проведенных ООО "ГеоМенеджер" и направить в ЗАО "Автомедон" для подписания проект договора аренды земельного участка площадью 5000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 52-56 сроком на 49 лет.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительство Москвы, Префектура ЮВАО г. Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены, признан недействительным отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы в оформлении договора аренды земельного участка, изложенное в письме от 31 мая 2010 года N РД1-37/10-0-/6/-1.
На Департамент земельных ресурсов г. Москвы возложена обязанность в месячный срок с даты вступления в законную силу решения обеспечить изготовление кадастрового плана земельного участка площадью 5000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 52-56, в соответствии с материалами инженерно-геодезических работ по установлению границ и определению площади земельного участка, проведенных ООО "ГеоМенеджер".
На Департамент земельных ресурсов г. Москвы возложена обязанность в месячный срок с даты вступления в законную силу решения направить в ЗАО "Автомедон" для подписания проект договора аренды земельного участка площадью 5000 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 52-56 сроком на 49 лет.
В кассационной жалобе Департамент земельных ресурсов г. Москвы просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Автомедон" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Департамента земельных ресурсов г. Москвы, Правительства Москвы, Префектуры ЮВАО г. Москвы поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ЗАО "Автомедон" возражал против ее удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 20 до 27 сентября 2011 года и с 27 сентября до 04 октября 2011 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что распоряжением префекта ЮВАО г. Москвы от 21 августа 2007 года N 1744 "О проектировании и строительстве многофункционального торгово-административного комплекса по адресу: ул. Краснодарская, вл. 52 - 56" ЗАО "Автомедон" разрешено осуществить в 2007 - 2010 годах строительство многофункционального торгово-административного комплекса на земельном участке площадью 0,5 га по адресу: ул. Краснодарская, вл. 52 - 56.
Пунктом 5 данного распоряжения Территориальному объединению регулирования землепользования ЮВАО Департамента земельных ресурсов г. Москвы поручено оформить договор аренды земельного участка на условиях долгосрочной аренды сроком на 49 лет для проектирования, строительства и последующей эксплуатации многофункционального торгово-административного комплекса с оплатой стоимости права на заключение договора аренды в размере 71494342 рублей.
Указанное распоряжение в установленном порядке не оспорено и не отменено.
22 апреля 2010 года ЗАО "Автомедон" обратилось с заявлением в Департамент земельных ресурсов г. Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка для последующей постановки на кадастровый учет и оформлении договора аренды земельного участка с приложением документов об инженерно-геодезических работах по установлению границ и определению площади земельного участка, расположенного по адресу: Москва, ул. Краснодарская, вл. 52 - 56.
Письмом от 04.05.2010 N РД1-37/10-0-/3/-1 Департамент земельных ресурсов г. Москвы сообщил, что вопрос о подготовке указанных документов будет рассмотрен после поступления в ТУ ЮВАО протокола совещания по оформлению земельно-правовых отношений на указанный выше земельный участок.
Письмом от 31 мая 2010 года N РД1-37/10-0-/6/-1 Департамент земельных ресурсов г. Москвы сообщил, что по результатам совещания по оформлению земельно-правовых отношений на земельный участок ул. Краснодарская, вл. 52 - 56, состоявшегося 06 мая 2010 года, под председательством первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И., принято решение о том, что вопрос по оформлению прав на данный земельный участок должен решаться в судебном порядке. В случае принятия судом соответствующего решения по данному вопросу Департамент земельных ресурсов г. Москвы решение суда будет исполнено в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 10 ЗК РФ установлено, что город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
В силу статьи 608 ГК РФ арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы отнесено к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки. Решения о предоставлении земельных участков принимаются уполномоченным органом и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 03 декабря 2002 года N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов" таким уполномоченным органом является префектура административного округа, которая на основании пункта 2.2.2.17 Приложения N 3 "Положением о префектуре административного округа города Москвы" на основании утвержденной исходно-разрешительной документации принимает решение о предоставлении земельных участков на территории административного округа для осуществления градостроительной деятельности.
Пунктом 2.2.2 Постановления Правительства Москвы от 30 октября 2007 года N 949-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" (далее - Положение) Департамент земельных ресурсов г. Москвы выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и на основании пункта 3.1 заключает договоры аренды.
Исходя из смысла статей 16, 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет недвижимости осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, постановка на учет объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии законом для осуществления такого учета документов. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники.
В соответствии с пунктами 2.1.2, 2.2.1 Положения задачами Департамента земельных ресурсов г. Москвы являются обеспечение осуществления мероприятий по управлению и распоряжению земельными участками, департамент утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы, образует земельные участки и принимает решение об объединении, разделении, перераспределении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, федеральной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Установив данные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что обязанность по постановке земельного участка на кадастровый учет и, соответственно, обязанность по изготовлению кадастрового плана возложена на собственника (правообладателя) земельного участка.
Поскольку данный земельный участок находится в собственности города Москвы, обязанность по постановке участка на кадастровый учет в силу закона возложена на Правительство Москвы в лице его специально уполномоченного органа - Департамента земельных ресурсов г. Москвы.
Довод ответчика о том, что ЗАО "Автомедон" имело возможность оплатить стоимость права аренды земельного участка, однако свои обязательства не выполнило, проверен судами и правомерно признан несостоятельным.
При этом суды правильно указали, что пунктом 6.1 распоряжения префекта ЮВАО г. Москвы от 21 августа 2007 года N 1744 "О проектировании и строительстве многофункционального торгово-административного комплекса по адресу: Краснодарская, вл. 52 - 56" действительно содержит указание о том, что ЗАО "Автомедон" необходимо оплатить сумму выкупа права долгосрочной аренды земельного участка в размере определенном пунктом 4 настоящего распоряжения, в срок до 10 декабря 2007 года в соответствии с графиком платежей, утвержденным в установленном порядке.
Между тем, график платежей в установленном порядке не составлялся и не утверждался.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" если решением о предоставлении земельного участка в аренду предусмотрено внесение платы за право на заключение договора аренды, то в соответствующий договор аренды земельного участка включается положение, согласно которому арендатор приобретает право на совершение сделок с правом аренды земельного участка при условии внесения платы за право на заключение договора аренды в полном объеме.
Таким образом, условие о внесении платы за право на заключение аренды подлежит включению в договор аренды, а, следовательно, отсутствие оплаты стоимости права аренды не препятствует заключению договора аренды земельного участка, а лишь может ограничивать право на совершение сделок с правом аренды земельного участка.
При указанных обстоятельствах оспариваемый отказ в оформлении договора аренды земельного участка, изложенный в письме от 31.05.2010 N РД1-37/10-0-/6/-1, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление о признании недействительным оспариваемого отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы в оформлении договора аренды земельного участка, изложенного в письме от 31 мая 2010 года N РД1-37/10-0-/6/-1, как несоответствующего закону и нарушающему права и законные интересы заявителя, приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2011 года по делу N А40-132567/10-92-825 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.