г. Москва
25 октября 2011 г. |
Дело N А40-14982/11-99-69 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В. А.,
судей Антоновой М. К. , Шишовой О. А.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Гулидов А.В. - дов. N 167 от 15.12.2010, Богатырева М.С. - дов. N 62 от 01.09.2011, Полоса Е.И. дов. N 132 от 02.12.2010,
от ответчика (заинтересованного лица) Самарин К.Ю. дов. N 264 от 13.11.2010,
рассмотрев 18.10.2011 в судебном заседании кассационную
жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение от 12.05.2011 г.
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Карповой А.Г.,
на постановление от 01.08.2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Сафроновой М.С., Яковлевой Л.Г.,
по заявлению ООО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (ОГРН 1026300894179)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (ОГРН 1047702057765)
о признании незаконным бездействия, обязании возвратить сумму излишне уплаченного ЕСН
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченной суммы единого социального налога, об обязании возвратить сумму излишне уплаченного единого социального налога в размере 2.163.361,52 руб.
Решением суда от 12.05.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011, заявленные требования удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии по делу нового судебного акта.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Общества, возражавших против ее удовлетворения по основаниям, указанным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмене обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что у Общества образовалась сумма переплаты по единому социальному налогу по итогам 2009 года за счет излишне перечисленных денежных средств, что подтверждается расчетной ведомостью по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год, в которой указана задолженность на конец отчетного периода по строке 11 раздела I, образовавшаяся за счет переплаты по единому социальному налогу в размере 2.163.361,52 руб.; уточненной налоговой декларацией по единому социальному налогу за 2009 год и копиями платежных поручений.
Согласно акту сверки N 1364 с Инспекцией по состоянию на 01.10.2010 у Общества имеется переплата по ЕСН за 2009 год в сумме 2 163 361,52 руб.
Согласно п. 1 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.
В соответствии с п. 6 ст. 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
28.09.2010 Общество направило в инспекцию заявление N 24-04/114 на возврат излишне уплаченной суммы ЕСН за 2009 г. в части, зачисляемой в ФСС РФ в размере 2 163 361,52 руб.
Заявление получено инспекцией 14.10.2010, следовательно, срок для возврата налоговым органом суммы излишне уплаченного ЕСН истек 14.11.2010.
08.11.2010 обществом был получен ответ инспекции N 52-12-11/27163 от 28.10.2010, в котором указано на невозможность исполнить обязанность по возврату переплаты по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ в связи с неполучением ответа из Филиала N 4 ГУ Самарское отделение ФСС РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что доводы Инспекции о том, что вышеуказанные документы могут подтверждать факт уплаты налога, но не наличие переплаты, являются необоснованными и противоречат материалам дела.
Доводы налогового органа о том, что на расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.09.2010 отсутствует отметка, подтверждающая факт принятия и правильность указанных в ведомости расчетных сумм, в том числе суммы переплаты по единому социальному налогу, правомерно отклонен судебными инстанциями со ссылкой на материалы дела как необоснованный, поскольку проставление каких-либо отметок, подтверждающих факт правильности, указанных в расчетной ведомости расчетных сумм, действующим законодательством не предусмотрено.
Судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что, решая вопрос о наличии, либо отсутствии переплаты в денежном выражении, следует рассматривать налог, исчисленный в целом за налоговый период, а не исчисленные авансовые платежи, в связи с чем довод Инспекции о том, что переплата в сумме 2.163.361 руб., образуется путем подачи Обществом уточненных налоговых деклараций, является необоснованным.
Судами правомерно установлено, что за возвратом суммы излишне уплаченного единого социального налога Общество не должно было обращаться в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку отношения, возникшие по единому социальному налогу до 01.01.2010, администрируют налоговые органы, а не органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды, сделав ошибочный вывод об имеющейся у Общества переплате в денежной форме в размере 2.163.361,52 руб., неправомерно применил нормы ст. 78 НК РФ, являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 01.01.2010, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы 24 части 2 НК РФ, действовавшей до дня вступления в силу п. 2 ст. 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с письмом ФНС России от 10.12.2007 N 05-2-05/481 налоговыми органами возврат (зачет) излишне уплаченных сумм единого социального налога в этот фонд в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, производится в случае наличия переплаты по налогу в денежном выражении.
Следовательно, если за 2009 год, а также за более ранние периоды образовалась переплата по единому социальному налогу, ее можно возвратить в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.
Таким образом, обязанность возвратить сумму переплаты по единому социальному налогу возлагается законодательством Российской Федерации на налоговый орган.
Ссылка Инспекции на то, что согласно сведениям, отраженным в разделе 1 уточненной формы 4-ФСС РФ за 2009, налогоплательщик отразил задолженность за исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на конец отчетного периода, в том числе за счет превышения расходов в размере 1.192.593,54 руб., противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год, направленной обществом в Фонд социального страхования Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2010 указана задолженность, образовавшаяся за счет переплаты по единому социальному налогу в размере 2.163.361,52 руб.
Налоговым органом не представлена уточненная расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 2009, в которой отражена задолженность в сумме 1.192.593,54руб.
Кроме того, 25.01.2011 заявитель, руководствуясь статьями 78, 138, 139, 141 НК РФ подал в Федеральную налоговую службу жалобу на письмо инспекции от 28.10.2010 N 52-12-11/27163 о непринятии в установленный срок решения о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога.
Решением Федеральной налоговой службы от 24.06.2011 N СА-4-9/10071@ установлено, что в уточненных расчетах по авансовым платежам по единому социальному налогу и уточненной налоговой декларации за 2009 год Общества зафиксирована положительная величина единого социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации; в соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ и в порядке, установленном Приказом ФНС России от 20.08.2007 NММ-3-25/494, Общество осуществило совместную с налоговым органом сверку расчетов по единому социальному налогу за 2009 год по состоянию на 01.10.2010, согласно которому сумма излишне уплаченного единого социального налога составила 2.163.361,52руб.; решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая сверка проводилась.
Судами установлено со ссылкой на материалы дела, что указанные условия выполнены налогоплательщиком.
Совокупность указанных обстоятельств, оцененных во взаимной связи в соответствии со ст. 71 АПК РФ, позволила судам прийти к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченной суммы единого социального налога в указанном размере.
В соответствии со статьёй 288 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда он содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением или неправильным применением норм материального и процессуального права.
Указанных оснований судом кассационной инстанции не выявлено.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2011 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
В.А.Черпухина |
Судьи |
М.К.Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.