г. Москва |
|
25.10.2011 г. |
Дело N А40-5380/11-120-43 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.
судей Денисовой Н.Д., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца ОАО "СПК Мосэнергострой" - Головань А.В. - дов. N 11-05/09 от 11.01.2011 г.
от ответчика - неявка, извещено
от третьего лица - неявка, извещено
рассмотрев 19.10.2011 года в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "СПК Мосэнергострой"
на решение от 25.04.2011 г. Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Блинниковой И.А.
на постановление 11.07.2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поповым В.В., Мухиным С.М., Поташовой Ж.В.
по иску ОАО "СПК Мосэнергострой"
о признании незаконным распоряжения от 24.02.2009 N 251
к ТУ Росимущества по Москве
3-е лицо: Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы
УСТАНОВИЛ:
ОАО "СПК Мосэнергострой" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве (далее ТУ Росимущества по г. Москве, ответчик) от 24.02.2009 N 251 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность города Москвы".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суды установили, что оспариваемое распоряжение издано ответчиком в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а в силу прямого указания закона спорные жилые помещения относятся к собственности города Москвы.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новое решение, что при их принятии судами нарушены нормы материального и процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены доводы, аналогичные доводам, приведенным им ранее в своей апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "СПК Мосэнергострой" эксплуатировало построенные им в 1966 году по титулу Минэнерго СССР пятиэтажные здания по адресу: г. Москва, ул. Базовская д. 24В и д. 24Г, до 1992 года и 1997 года, соответственно, как общежития коридорной планировки для проживания одиноких рабочих строительных профессий.
Данные общежития с 1966 года по настоящее время находятся на балансе ОАО "СПК Мосэнергострой", которое также произвело их реконструкцию и обеспечило ввод в эксплуатацию в установленном порядке.
24.02.2009 распоряжением руководителя ТУ Росимущества по г. Москве N 251 принято решение о безвозмездной передаче жилых зданий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Базовская, дом 24В и дом 24Г, в собственность города Москвы.
Пунктом 2 названного распоряжения отделу размещения государственных учреждений и общественных объединений ТУ Росимущества по г. Москве предписано оформить передачу в государственную собственность города Москвы имущество, указанное в приложении распоряжению, в соответствии с актом приема-передачи.
Согласно п. 6 указанного распоряжения право собственности города Москвы на жилые дома, находящиеся на балансе ОАО "СПК Мосэнергострой", возникло с момента утверждения ответчиком акта приема-передачи - 24.09.2009.
Считая распоряжение незаконным и необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая судебные акты, суды обоснованно отклонили довод заявителя о том, что спорные жилые здания (имущественный комплекс по адресу: г. Москва, ул. Базовская, дом 24в и дом 24г. ) вошли в состав приватизируемого имущества и перешли в собственность ОАО (АООТ) "СПК Мосэнергострой", что, по мнению заявителя, подтверждается выданными 28.03.1995 г. Правительством г. Москвы (Фонд имущества г. Москвы) свидетельствами на право собственности за N 1002674 и N1002673, а также выданными 31.08.1995 г. Правительством г. Москвы (Комитет по управлению имуществом Москвы) свидетельствами за N 0013664 и N 0013704 о регистрации указанных зданий в реестре собственности на территории города Москвы, как необоснованные.
Статья 1 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" 1991 года содержала исчерпывающий перечень объектов, подлежащих приватизации, действие этого Закона не распространялось на объекты жилищного фонда.
Пунктом 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.92 N 721, установлено, что стоимость объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иных объектов, для которых предусмотрены ограничения или установлен особый режим приватизации, не включается в уставной капитал акционерного общества.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной государственной собственности, в состав приватизируемого имущества не могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты жилищного фонда. Эти объекты (до проведения процедуры разграничения собственности) относятся к федеральной собственности.
Таким образом, сделка приватизации находившихся в федеральной собственности жилых зданий, а также последующие сделки по их отчуждению являются недействительными в силу ничтожности, эти здания должны были оставаться в собственности Российской Федерации вплоть до проведения процедуры разграничения собственности.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации установлен ч. II ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменении и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества (Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом).
С учетом вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Распоряжение ТУ ФАУГИ по городу Москве N 251 от 24.02.2009 о передаче недвижимого имущества (общежития), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Базовская, дом 24в и дом 24г. и составляющего казну Российской Федерации, в собственность города Москвы, принято ответчиком в соответствии с законодательством в пределах предоставленных полномочий.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, данные доводы были проверены судом апелляционной инстанции, с выводами которой в настоящее время согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2011 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2011 г. по делу N А40-5380/11-120-43 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Строительно-промышленная компания "Мосэнергострой" - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
Е.А. Зверева |
Судьи |
Н.Д. Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной государственной собственности, в состав приватизируемого имущества не могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты жилищного фонда. Эти объекты (до проведения процедуры разграничения собственности) относятся к федеральной собственности.
...
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации установлен ч. II ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменении и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
...
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2011 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2011 г. по делу N А40-5380/11-120-43 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Строительно-промышленная компания "Мосэнергострой" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 октября 2011 г. N Ф05-10698/11 по делу N А40-5380/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10698/11