г. Москва |
|
29 августа 2014 г. |
Дело N А40- 147638/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен: 29 августа 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи М.В. Борзыкина
судей: В.А. Долгашевой, Р.Р. Латыповой
при участии в заседании:
от заявителя -
закрытое акционерное общество "Бизнес центр Кронштадский": Антыпко Д.А., - доверенность от 10.10.2013;
от заинтересованного лица -
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу: Помараева Е.С., - доверенность от 01.07.2014 N 224,
рассмотрев 26 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Бизнес центр Кронштадский" (заявитель)
на решение от 19 февраля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Н.В. Дейна,
на постановление от 20 мая 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Т.Т. Марковой, Н.Н. Кольцовой, Л.Г. Яковлевой,
по заявлению закрытого акционерного общества "Бизнес центр Кронштадский"
об оспаривании требования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 23.08.2013 N 17-51/12055,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Бизнес центр Кронштадский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании требования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - департамент) от 23.08.2013 N 17-51/12055.
Решением от 19.02.2014 в признании незаконным оспариваемого ненормативного правового акта отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 19.02.2014, постановления от 20.05.2014 в кассационной жалобе общества основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом не выяснены все фактические обстоятельства, а поэтому неправильно применены нормы материального права, нормы права, подлежащие применению, не применены.
Отзыв на кассационную жалобу в соответствии с положениями статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не направлен.
Представитель общества, представитель департамента в судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 14.08.2014 в 09 часов 35 минут, явились и дали относительно кассационной жалобы следующие объяснения:
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель департамента объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, по мотиву неосновательности этих доводов.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 21.08.2014 до 11 часов 10 минут, а затем судебное разбирательство по кассационной жалобе было отложено на 26.08.2018 на 13 часов 55 минут.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, состоявшееся 26.08.2014 в 13 часов 55 минут, представитель общества, представитель департамента явились. Каждый из них в отдельности заявил, что объяснения относительно кассационной жалобы, которые были даны в предыдущем судебном заседании, поддерживает.
Законность решения от 19.02.2014, постановления от 20.05.2014 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, а также объяснений относительно кассационной жалобы.
Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде являлась законность требования департамента от 23.08.2013 N 17-51/12055 требование об уплате 25 184.268 рублей задолженности перед бюджетом за 3-4 квартал 2012 за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов).
Общество, как установлено при рассмотрении дела в суде первой инстанции, апелляционном суде, является застройщиком объекта строительства по адресу: Москва, Головинское шоссе, вл. 5 и собственником земельного участка. В 2012 году с названного объекта строительства при производстве земляных работ обществом вывезено для размещения на полигонах ТБО в Московской области (Истринский полигон ТБО и полигон ТБО Сабурово) 83780 кубометров грунта, загрязненного химическими веществами. Обществом не выполнены расчеты платы за размещение отходов за 3-4 кварталы 2012 года, не внесена в бюджет в установленный законодательством срок (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом) плата за негативное воздействие на окружающую среду - за размещение в 3-4 кварталах 2012 на Истринском полигоне ТБО отходов 5 класса опасности (загрязненных грунтов) в объеме 6.600 куб. метров, за размещение в 3-4 кварталах 2012 на полигоне ТБО Сабурово отходов 5 класса опасности (загрязненных грунтов) в объеме 4.200 куб. метров, за размещение в 3-4 кварталах 2012 в Люберецком районе (вблизи промзоны Машково) отходов 5 класса опасности (загрязненных грунтов) в объеме 72.980 куб. метров, а поэтому нарушены положения статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и не выполнен приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - приказ N 557), что обусловило привлечении общества к административной ответственности, установленной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление о привлечении к административной ответственности обществом не обжаловано. Оспариваемое требование выдано по завершении производства по делу об административном правонарушении.
Выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о соответствии оспариваемого требования закону, о доказанности департаментом обстоятельств, послуживших основанием для его выдачи, основаны на применении положений статей 1, 16 Закона N 7-ФЗ, Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - постановление N 632), приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, на оценке Отчета по инженерно-экологическим изыскательским работам на территории объекта строительства и протоколом санитарно-химического исследования почвы от 25.05.2012 N 497п, выполненного АНО "Независимый институт экспертизы и сертификации".
Суды исходили из того, что общество является собственником земельных участков по адресу: Москва, Головинское шоссе, вл. 5 и является собственником отходов, а, следовательно и плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов.
При принятии постановления суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 того же закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Пункт 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением N 632 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Между тем то вопрос о том, занималось ли общество размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, судами не выяснялся, в то время как он имеет существенное значение для правильного разрешения возникшего спора.
Поскольку выяснение названного вопроса связано с установлением фактических обстоятельств, а арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, решение, постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19 февраля 2014 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-147638/13, постановление от 20 мая 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий |
М.В. Борзыкин |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.