г. Москва |
|
16 декабря 2011 г. |
Дело N А40-20468/11-21-158 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М. В., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (ОАО "МОЭСК") - не явился (извещен надлежаще)
от заявителя Управление ФАС по Москве - Синицин В.В. - дов. от 02.09.2011 г. N 3-54
от третьих лиц: ООО "Либери" - не явился (извещен надлежаще)
НО "Фонд Ветеранов "Энергосбыта Мосэнерго" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 15 декабря 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (ОАО "МОЭСК")
на решение от 23 июня 2011 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Каменской О.В.
на постановление от 13 сентября 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Захаровым С.Л., Свиридовым В.А.
по заявлению ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (ОАО "МОЭСК") (ОГРН: 1057746555811)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Москве
о признании незаконным решения и предписания
третьи лица: ООО "Либери", Некоммерческая организация "Фонд Ветеранов "Энергосбыта Мосэнерго"
УСТАНОВИЛ:
ОАО "МОЭСК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления ФАС России по Москве (далее - Управление, антимонопольный орган) от 17.12.2010 г. по делу N 07-01/10-276/10.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.06.2011 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 г., заявленные обществом требования удовлетворены в части признания недействительным пункта 2 предписания антимонопольного органа. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ.
Представители общества и третьих лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствии указанных представителей.
Представитель Управления против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в оспариваемых судебных актах.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Управления, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Либери", являясь собственником помещения площадью 246,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский пр-т, д.148, стр.1, обратилось 25.06.2010 г. к обществу с заявкой об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрической сети.
В установленные законодательством сроки общество не обеспечило технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Либери" к своей электрической сети, проект договора направлен не был.
Не согласившись с бездействием общества, ООО "Либери" обратилось в Управление с жалобой.
Рассмотрев поступившее заявление, антимонопольным органом было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого 17.12.2010 г. было принято решение, согласно которому в действиях общества имеются нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обществу также было выдано предписание, пунктом 1 которого предписано в тридцатидневный срок с даты получения прекратить нарушение антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и присоединению к электрическим сетям на территории г.Москвы, выразившееся в ущемлении интересов ООО "Либери" путем нарушения сроков рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям, заключения договора на осуществление технологического присоединения, принадлежащего ООО "Либери" объекта недвижимости, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинский пр-т, д.148, стр.1.
Пунктом 2 выданного предписания обществу предписано в срок до 01.04.2011 г. разработать и внедрить комплекс мер, обеспечивающих рассмотрение заявок на технологическое присоединение в установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 срок. Указанный комплекс мер должен быть утвержден правовым актом общества.
Не согласившись с принятым Управлением решением и выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия (бездействие) в экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Суды установили, что общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и по технологическому присоединению потребителей к распределительным электрическим сетям в границах балансовой принадлежности своих электрических сетей.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пунктом 3 данных Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Критерии наличия технической возможности технологического присоединения установлены пунктом 28 Правил, к которым, в частности, относится: сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций; отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения указанных критериев в соответствии с пунктом 29 Правил считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Согласно пункту 15 Правил сетевая организация обязана направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах в течение 30 рабочих дней с даты получения заявки.
Из приведенных норм следует, что подписанный сетевой компанией договор направляется заявителю при условии наличия технической возможности на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
При рассмотрении спора суды установили, что договор об осуществлении технологического присоединения от 18.10.2010 г. N ИА-10-302-4904(914297) был направлен в адрес ООО "Либери" через 115 дней с момента подачи заявки, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Позиция подателя жалобы об отсутствии нарушения сроков по направлению договора в связи с отсутствием каких-либо сроков в действующем законодательстве, отклоняется судом кассационной инстанции как не основанная на нормах действующего законодательства.
Пункт 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, предусматривает конкретные сроки направления проекта договора о технологическом присоединении, а также момент, с которого данный срок исчисляется.
Указанные Правила приняты во исполнение Федерального закона от 26.03.20003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Доказательств невозможности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Либери" к электрической сети, общество в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представило, судами такие обстоятельства не установлены и антимонопольным органом не выявлены.
Ссылка подателя жалобы на неправильное применение судами норм права отклоняется судом кассационной инстанции.
Суды полно и всесторонне исследовали материалы дела, дали надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и правильно применив нормы права, подлежащие применение в рассматриваемой ситуации, приняли законные и обоснованные судебные акты.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется оснований для отмены принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 июня 2011 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2011 г. по делу N А40-20468/11-21-158 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.