г. Москва |
|
27 декабря 2011 г. |
Дело N А41-13643/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен: 27 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи М.В. Борзыкина
судей: Р.Р. Латыповой, И,В. Туболец
при участии в заседании:
от заявителя -
Общество с ограниченной ответственностью "Отдых" (г. Москва, ОГРН 1037700051069): Кравцов Александр Александрович, - доверенность от 02.09.2011;
от заинтересованного лица -
Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (г. Москва, ОГРН 1047796657369): Фролова Анастасия Александровна, - доверенность от 04.04.2011 N 97/10-6,
рассмотрев 20 декабря 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Московской области
от 24 июня 2011 года,
принятое судьёй Н.В. Севостьяновой,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 12 сентября 2011 года,
принятое судьями Е.А. Мищенко, В.Ю. Бархатовым, Е.Н. Виткаловой,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Отдых"
о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве N 01/1136 от 18.03.11, касающегося отказа в переоформлении договоров аренды участков лесного фонда от 20.04.1998 N 37а, от 17.05.1999 N 37а, об обязании названного управления в 10-дневный срок вынести решение о переоформлении названных договоров на договор аренды лесного участка на срок 49 лет и заключить его по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Отдых" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве (далее - управление лесного хозяйства) N 01/1136 от 18.03.11, касающегося отказа в переоформлении договоров аренды участков лесного фонда от 20.04.1998 N 37а, от 17.05.1999 N 37а, об обязании названного управления в 10-дневный срок вынести решение о переоформлении названных договоров на договор аренды лесного участка на срок 49 лет и заключить его по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка".
Решением от 24.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 24.06.2011, постановления от 12.09.2011 в кассационной жалобе управления лесного хозяйства основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом неправильно применены положения статей 9, 71 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), нарушены положения статей 15, 65, 71, 197-201, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение, постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не направлен.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 20.12.2011 в 15 часов 20 минут, явились и дали относительно кассационной жалобы следующие объяснения:
- представитель управления лесного хозяйства объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель общества объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.
Выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о правомерности требований, заявленных обществом, как показала проверка материалов дела, основаны на установленных в судебных заседаниях следующих фактических обстоятельствах.
По договору от 20.04.1998 N 37а, заключенному с Администрацией Солнечногорского района, для организации отдыха в летний период передан в аренду на срок с 01.01.1998 до 01.01.1999 земельный участок площадью 0,6 га, расположенный в районе населенного пункта Новинки, а по договору от 17.05.1999 N 37а, заключенному с Солнечногорским опытным лесхозом, той же администрацией района, в аренду на срок до 01.01.2000 обществу передан земельный участок площадью 0,6 га в квартале N 29, расположенный в районе в районе того же населенного пункта. Переданные в аренду земельные участки в совокупности образуют единый земельный участок, занятый используемыми обществом летними домиками (временные строения) базы отдыха "Залив", на которые оформлены паспорта БТИ.
Одновременно с землепользованием на 1,2 га происходило формирование под размещение базы отдыха земельного участка площадью 3,6 га, материалы по выбору которого согласованы Постановлением Главы Администрации Солнечногорского района от 08.02.2001 N 286. Этот земельный участок в 2003 году поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер 50-09-0050712-0036, категория земли - земли лесного фонда, разрешенное использование - под базу отдыха. Согласно кадастровому плану площадь под застройкой составляет 840 кв.м.
К моменту завершения формирования землеустроительного дела общество утратило возможность требовать предоставления ему сформированного земельного участка площадью 3,6 га в аренду, поскольку с 01.01.2007 вступил в силу Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006, изменивший порядок и условия предоставления земельных участков в аренду.
Обществом 04.03.2011 с приложением требуемых документов в управление лесного хозяйства подано заявление за N 18 о переоформлении названных договоров аренды земельных участков под размещение базы отдыха "Залив".
Однако в удовлетворении заявления отказано, о чем в адрес общества управлением лесного хозяйства 18.03.2011в адрес общества направлено письмо за N 01/1136. В обоснование отказа упомянутое управление сослалось на отсутствие у него полномочий по переоформлению договоров аренды и рекомендовало обратиться в арбитражный суд.
Поскольку земельный участок используется на основании договоров аренды, заключенных на срок менее одного года, государственная регистрация таких договоров в силу пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации не требовалась. По окончании срока действия договоры в установленном порядке не расторгнуты, недействительными не признаны, отказ от договоров не заявлен, поэтому договоры в силу статьи 610, пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются возобновленными на неопределенный срок.
В силу статьи 4 Закона N 201 - ФЗ договоры аренды участков лесного фонда подлежали приведению в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
В этот срок общество с заявлением о переоформлении договоров аренды не обращалось, поскольку на протяжении длительного времени оформляло и согласовывало предоставление ему в пользование земельного участка площадью 3,6 га.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие Лесному кодексу Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258. Согласно названному Порядку уполномоченным органом на заключение договоров аренды лесного участка в Московской области является управление лесного хозяйства.
Поскольку договоры аренды действуют, база отдыха используется по назначению, заявление общества, направленное в адрес управления лесного хозяйства, соответствует предъявляемым к нему требованиям, оспариваемый отказ противоречит закону, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя - арендатора лесного участка: в силу статьи 5 Закона N 201 - ФЗ до приведения договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации арендодатель не вправе сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
В соответствии с положениями части 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации срок договора аренды лесного участка императивно ограничен только минимальными и максимальными сроками (от 10 до 49 лет).
Апелляционный суд сослался также и на письмо управления лесного хозяйства от 01.06.2011 N 788 согласно которому общество уведомлено об использовании им земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в лесном фонде Новинского участкового лесничества в квартале 29 выдел 1, 6, 8 и о необходимости оформления в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды на этот земельный участок для использования в рекреационных целях.
Законность решения от 24.06.2011, постановления от 12.09.2011 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, а также объяснений относительно кассационной жалобы.
При принятии постановления суд кассационной инстанции исходил из следующего.
У общества на момент подачи им в управление лесного хозяйства заявления в пользовании по договорам аренды от 20.04.1998 N 37а, от 17.05.1999 N 37а находились земельные участки площадью 0,6 га каждый из которых расположен в районе населенного пункта Новинки.
Участки же лесного фонда в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения названных договоров, предоставлялись в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов.
Однако оценка названным договорам на предмет их соответствия лесному законодательству, действовавшему на момент договоров, судами не дана.
Суды пришли к выводу о правомерности требования в части, касающейся обязания вынести решение о переоформлении названных договоров на договор аренды лесного участка на срок 49 лет управления лесного хозяйства и обязали такой договор заключить то же управление.
Между тем земельный участок площадью 0,6 га по договору от 20.04.1998 обществу, как установлено судами, передан в аренду Администрацией Солнечногорского района Московской области. Та же администрация являлась стороной и по договору аренды от 17.05.1999 N 37а.
Однако администрация названного района к участию в деле не привлечена, вопрос о возможности ее привлечения к участию в деле не обсуждался.
Площадь земельного участка, в отношении которого управление лесного хозяйства обязано принять решение о переоформлении договоров аренды, заключить договор аренды на срок 49 лет, в обжалуемых судебных актах не указана.
Суды, сославшись на положения статьи части 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, обязали управление лесного хозяйства вынести решение о переоформлении названных договоров на договор аренды лесного участка на срок 49 лет и заключить его по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Приказом Минсельхоза России от 12.02.2010 N 48 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 названного Порядка в аренду могут быть предоставлены лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Предоставление юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета допускается в случаях, установленных статьей 4.1 Закона N 201-ФЗ.
Вопросы о том, прошел ли государственный кадастровый учет лесной участок, в отношении которого обществом подавалось заявление, наличие-отсутствие случаев, установленных статьей 4.1 Закона N 201-ФЗ, судами не выяснялись.
Пунктом 9 того же Порядка предусмотрены случаи, при которых договор аренды заключается на срок до 49 лет. Вывод, в силу которого управление лесного хозяйства обязано принять решение о переоформлении договоров аренды на договор аренды лесного участка на срок 49 лет и заключить с обществом договор на тот же срок, судами не обоснован.
Не обосновано судами и то обстоятельство, в силу которого договор аренды лесного участка в данном случае не подлежит заключению по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, как это предусмотрено частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении норм права не основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств. Поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело по основаниям, указанным выше, - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2011 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2011 года по делу N А41-13643/11 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий |
М.В. Борзыкин |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.