г. Москва |
|
29 декабря 2011 г. |
Дело N А40-101145/10-55-896 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей: Федосеевой Т.В., Плюшкова Д.И.
при участии в заседании:
от истца: Чарковский Р.В., дов. от 16.03.2010
от ответчиков: Министерство финансов Российской Федерации - Малахов А.А., дов. от 25.04.2011 N 01-06-08/33, Департамент социальной защиты населения Тверской области - Вуймина И.М., дов. от 22.12.2011 N 5/2320
рассмотрев 27 декабря 2011 года в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, Департамента социальной защиты населения Тверской области
на решение от 21 июня 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Высокинской О.А.
на постановление от 13 сентября 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Лящевским И.С., Седовым С.П., Яремчук Л.А.
по иску МУП "Селижаровское АТП" (ОГРН: 1046912001036, Тверская область)
к Российской Федерации в лице Минфина России (ОГРН: 1037739085636, Москва), Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области (ОГРН: 1026900521230, Тверская область)
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Селижаровское автотранспортное предприятие" (далее - МУП "Селижаровское АТП", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 914 106 руб. 86 коп., связанных с перевозкой льготников федерального регистра, и взыскании за счет казны Тверской области убытков в размере 1 411 827 руб. 37 коп., связанных с перевозкой региональных льготников, согласно ст.ст. 8, 12, 15, 16, 125, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 июня 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2011 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, ответчики обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению ответчиков, способ расчета размера неполученной предприятием провозной платы урегулирован нормативно, объем финансирования из областного бюджета предполагает полное возмещение расходов транспортных организаций по льготным пассажирским перевозкам, вывод суда о том, что компенсация не привела к полному возмещению понесенных расходов, является необоснованным.
В заседании суда кассационной инстанции представители ответчиков требования кассационной жалобы поддержали.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить обжалуемые судебные акты в силе.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения на территории Селижаровского района Тверской области и получение прибыли.
В 2007-2009 годах предприятие предоставляло льготы отдельным категориям граждан, включенным в федеральный и региональный регистры, на основании единых социальных проездных билетов на территории Селижаровского района Тверской области при пользовании общественным транспортом.
В 2007-2009 годах истец оказал услуг льготным категориям граждан на сумму 2 763 090 руб. 83 коп., в качестве компенсации им было получено 351 114 руб. 52 коп.
Обращаясь в суд с иском, истец указал, что понес расходы в размере 2 411 976 руб. 31 коп., которые подлежат возмещению за счет казны Тверской области и казны Российской Федерации.
При рассмотрении суд исходил из положений статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 44, 63 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Удовлетворяя требования по иску, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности возмещения расходов истца в соответствии с нормативными актами Тверской области, определяющими порядок возмещения документально подтвержденных расходов транспортных организаций по пассажирским перевозкам льготных категорий граждан.
При этом суд признал представленный истцом расчет убытков обоснованным и соответствующим единообразной судебной практикой по данной категории дел.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 2992/09, от 25 января 2011 года N 9621/10, от 26 апреля 2011 года N 17828/10, от 25 июля 2011 года N 5481/11. Суд кассационной инстанции находит правильным применение судом положений статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации при недостаточности выделенных средств за счет средств федерального бюджета.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 года N 2992/09, предъявляемые транспортными предприятиями расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальными ущербом и подтверждены документально.
При этом суд также обоснованно руководствовался Постановлением Президиума от 25 января 2011 года N 9621/10, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 23 июня 2009 года N 2992/09, согласно которой ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества, возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
Кассационная инстанция полагает, что суд первой и апелляционной инстанции правомерно признал расчеты истца обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июня 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2011 года по делу N А40-101145/10-55-896 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Т.В. Федосеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.