г. Москва |
|
5 сентября 2014 г. |
Дело N А40-148440/13-130-1399 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Кузнецова А. М., Крекотневым С. Н.,
при участии в заседании:
от заявителя ЗАО "Деловой центр "На Тульской" -
Антыпко Д.А., дов. от 08.10.2013 г. б/н,
от ответчика Департамент Росприроднадзора по ЦФО -
Помараева Е.С., дов. от 01.07.2014 г. N 224, Бабченко А.Д., дов. от 03.06.2014 г. N 215,
рассмотрев 26 августа 2014 г. и 02 сентября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Деловой центр "На Тульской"
на решение от 05 февраля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление от 12 мая 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.
по заявлению ЗАО "Деловой центр "На Тульской" (ОГРН: 5077746979460)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу
о признании недействительным требования
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2014 г., отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Деловой центр "На Тульской" (далее - общество) о признании недействительным требования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Росприроднадзор по ЦФО) от 23.08.2013 г. N 17-51/12058 о доначислении суммы недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Законность принятых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой общества, в которой просит судебные акты отменить. По мнению общества, судебные акты приняты с нарушением правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ и при несоответствии выводов имеющимся в деле доказательствам.
По делу объявлялся перерыв до 02.09.2014 г.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество является застройщиком объекта строительства по адресу: г. Москва, Новоданиловская наб., вл. 6, на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 77.05.0001020.1005.
В III - IV кварталах 2012 года на объекте строительства при производстве земляных подрядными организациями осуществлялась разработка котлована и выемка загрязненных химическими веществами грунтов.
Согласно Отчету по инженерно-экологическим изыскательским работам на территории объекта строительства и Протоколу санитарно-химического исследования почвы от 16.05.2012 N 504п, выполненными аккредитованным АНО "Независимый институт экспертизы и сертификации", грунты загрязнены химвеществами - нефтепродуктами, бензопиреном, свинцом.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, вышеуказанные грунты отнесены к категории отходов и включены в группу "Прочие минеральные отходы".
Вывоз загрязненных грунтов (отходов) осуществляется подрядными организациями с территории строительной площадки на полигон ТБО "Каргашино" и "Выползовский" карьер в Подольском районе Московской области.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что отходы 5 класса опасности в виде загрязненных грунтов в объеме 13 000 м3, находившиеся на объекте строительства, в III квартале 2012 года были вывезены с объекта строительства и размещены на полигоне ТБО "Каргашино". Размещение указанных объемов загрязненных грунтов на Выползовском карьере и полигоне ТБО "Каргашино" и их класс опасности подтверждены выполненными и закрытыми Разрешениями на перевозку грунта Департамента строительства N 014126 (серия ПРУ-122) и N 014125 (серия ПРУ-122).
Постановлением Росприроднадзора по ЦФО от 24.06.2013 N 17-35/1015 общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, выразившегося во невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Обществу было направлено требование Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 23.08.2013 N 17-51/12058 об уплате задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 5 861 700 руб.
Не согласившись с требованием общество обжаловало его в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды исходили из следующего.
В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействия на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из положений статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В свою очередь, положениями Закона об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Обязанность по внесению платы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в результате размещения отходов.
Согласно п.5 Определения Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-0 плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств и является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Суды правильно установили, что общество является собственником отходов и в силу указанных выше норм является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Оценивая доводы общества о том. что оно. не являясь специализированной организацией, не может быть признано субъектом деятельности по размещению отходов, суды отметили, что полигоны, осуществляя специализированную деятельность по фактическому приему и размещению отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не приобретают право собственности на отходы, как и обязанности плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае они осуществляют деятельность по размещению, а само размещение осуществляют юридические лица, в результате деятельности которых данные отходы образовались.
Применив положения упомянутых норм материального права, суд первой инстанции, апелляционный суд исходили из того, что организации, осуществляя специализированную деятельность по фактическому приему и размещению отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, право собственности на такие отходы не приобретают и обязанность по уплате за негативное воздействие на окружающую среду у таких организаций не возникает; названными организациями осуществляется деятельность по размещению отходов, в то время как само размещение осуществляют юридические лица, в результате деятельности которых данные отходы образовались. В данном случае, как установлено при рассмотрении дела, собственником отходов является общество, а поэтому именно оно является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, за их размещение.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства.
Суд кассационной инстанции не находит безусловных основания для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2014 года по делу N А40-148440/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.