г. Москва |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А40-37949/11-119-253 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Северный" - Ларцевой Т.Г., доверенность N 18 от 27.12.2011 г.,
от заинтересованного лица: 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - Тотровой Т.Ю., доверенность N 43/2012 от 10.01.2012 г., 2) Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по г. Москве - не явился, извещен, 3) Департамента земельных ресурсов города Москвы - не явился, извещен,
рассмотрев 12 января 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованного лица)
на решение от 11 июля 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Быковой Ю.Л.,
на постановление от 26 сентября 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Румянцевым П.В.
по делу N А40-37949/11-119-253
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Северный" (ОГРН.1037739314887)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН.1097746680822), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по городу Москве (ОГРН.1027700485757), Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН.1037739510423)
об оспаривании ненормативного правового акта и действий
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Северный" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - управление, Управление Росреестра по Москве), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по городу Москве (далее - ФГУ "ЗКП" по г. Москве), Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент, ДЗР г. Москвы), с учетом уточнений, о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:41, по внесению в государственный кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003027:41 и обязании выдать кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0003027:1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2011 года, заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя заявление общества, арбитражные суды исходили из того, что при постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:41 не соблюдены требования по межеванию объекта землеустройства, Управлением Росреестра по Москве не представлено доказательств наличия оснований для отказа в выдаче кадастрового паспорта.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
В обоснование своей кассационной жалобы управление указывает, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет ДЗР г. Москвы, сведения о ранее учтенных земельных участках поступили в Управление Росреестра по Москве из Департамента в электронном виде в составе информационной базы государственного земельного кадастра в соответствии с Техническим соглашением от 09.06.2006 "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве". Ни техническим соглашением, ни Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" не была предусмотрена правовая экспертиза передаваемых в порядке взаимодействия электронных носителей. В связи с чем, по мнению подателя кассационной жалобы, управление не осуществляло незаконных действий в отношении заявителя.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором указало, что суды правомерно признали незаконными действия лиц, действия которых обжаловались, в т.ч. и Росреестра.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей ФГУ "ЗКП" по г. Москве и ДЗР г. Москвы, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Москве доводы жалобы поддержал, просил судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил оставить решение и постановление без изменения как законные и обоснованные.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании Договора аренды от 24.12.1996 N М-09-007563 использует земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, напротив вл.13-15, кадастровый номер 77:09:0003027:1, о чем в ЕГРП внесена запись N 77-01/05-265/2001-6491.
Указанный земельный участок предоставлен сроком на 25 лет для строительства и эксплуатации центра услуг и торговли.
16.03.2011 г. заявитель обратился в адрес ФГУ "ЗКП" по г. Москве запросом о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003027:1.
Решением от 16.03.2011 N 77/601/11-2658 обществу отказано в выдаче кадастрового паспорта по причине наличия пересечения границ ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003027:1 и земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003207:41.
Полагая действия государственных органов по постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003207:41 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания действий и (или) решения незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0003207:41 поставлен на кадастровый учет ДЗР г. Москвы в связи с необходимостью его резервирования под строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Санкт-Петербург".
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре) ведение государственного земельного кадастра представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий (пункт 2 статьи 17 названного Федерального закона).
Государственный кадастровый учет земельных участков производился по представлении в уполномоченные органы заявок, правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков (пункт 2 статьи 19 Закона о земельном кадастре).
В силу статьи 20 Закона о земельном кадастре непредставление соответствующих документов являлось основанием для приостановления проведения государственного кадастрового учета земельного участка, а в дальнейшем для отказа в его проведении.
Пунктом 3 статьи 20 Закона о земельном кадастре предусмотрено, что если при межевании земельных участков нарушены права смежных землепользователей в проведении государственного кадастрового учета земельных участков также должно быть отказано.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что межевание земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003207:41 не проводилось, его границы со смежными землепользователями, в том числе с обществом, не согласовывались.
Таким образом, у ДЗР г. Москвы при проведении государственного кадастрового учета указанного земельного участка отсутствовали основания для внесения сведений в кадастр и постановки на учет земельного участка.
На основании Приказа от 18.04.2007 N П-13/004 "О ведении государственного земельного кадастра в границах кадастрового района (77:01) Московского городского кадастрового округа" с 25.04.2007 г. к Росреестру перешли функции по ведению государственного земельного кадастра.
В рамках Технического соглашения от 09.06.2006 "О взаимодействии при ведении государственного земельного кадастра в городе Москве" управлению передана информационная база государственного земельного кадастра, в том числе и по земельному участку с кадастровым номером 77:09:0003207:41.
По смыслу положений Приказа от 18.04.2007 N П-13/004 и Технического соглашения от 09.06.2006 при передаче полномочий по ведению кадастра Росреестру подлежали передаче сведения государственного земельного кадастра.
При получении данных сведений и выявлении нарушения порядка постановки на кадастровый учет земельных участков, Росреестр не имел оснований для внесения сведений о ранее учтенном земельном участке.
Следовательно, действия Росреестра по внесению в государственный кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003207:41, по этому основанию, являются незаконными и необоснованными.
Относительно требований общества об обязании выдать кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0003027:1 следует отметить следующее.
На запрос о выдаче кадастрового паспорта в отношении испрашиваемого земельного участка, обществом получен отказ мотивированный пересечением границ земельных участков 77:09:0003027:1 и 77:09:0003207:41.
Между тем, как правильно установлено судами Управлением Росреестра по Москве не представлено доказательств наличия оснований для принятия решения об отказе в выдаче кадастрового паспорта, а именно: фактического пересечения границ спорного земельного участка с границами ранее учтенных земельных участков.
В нарушение части 12 статьи 45, части 1 статьи 4, части 1 статьи 7, части 1 статьи 13, части 2 статьи 14 Закона о кадастре управлением необходимые для выяснения факта и причин пересечения границ документы, составляющие кадастровые сведения (кадастровые дела, кадастровые паспорта, кадастровые планы), при принятии решения от 16.03.2011 N 77/601/11-2658 не запрашивались.
При таких обстоятельствах арбитражными судами сделан правильный вывод о наличии оснований для признания незаконными действий ДЗР г. Москвы по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003207:41, действий Управления Росреестра по Москве по внесению в государственный кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке и отсутствии оснований для отказа в выдаче кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0003027:1.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Иная оценка установленных судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом ни в кассационной жалобе, ни в пояснениях представителя управления данных в ходе судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2011 года по делу N А40-37949/11-119-253 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.