г. Москва |
|
9 февраля 2012 г. |
Дело N А40-55097/11-149-292 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Борзыкина М.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Комбинат Южуралникель" - не явился (извещен надлежаще),
от ответчика Росимущество - не явился (извещен надлежаще),ТУ Росимущества в Оренбургской области - не явился (извещен надлежаще),
рассмотрев 02 февраля 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество)
на решение от 01 августа 2011 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузиным М.М.
на постановление от 31 октября 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Гончаровым В.Я., Поташовой Ж.В.
по заявлению ОАО "Комбинат Южуралникель" (ОГРН: 1025601931410)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), Территориальному управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (ТУ Росимущества в Оренбургской области)
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Комбинат Южуралникель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество, Агентство), выраженные в письме от 03.02.2011 г. N ПП-10/2492, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Территориальное управление), выраженные в письме от 10.02.2011 г. N ЮП-56/13-881, по отказу в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка и по возврату на доработку представленных документов на приватизацию находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 56:43:02090002:11, площадью 248112 + 174 кв. м с местоположением: Оренбургская область, г. Орск, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 56:43:0209002, с разрешенным использованием для эксплуатации ж/д пути к шлакоотвалу N 2; обязании Агентства устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ, подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.08.2011 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 г., заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Росимущество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. От Территориального управления и общества в материалы дела представлены ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей. Обществом в материалы дела также представлен отзыв на кассационную жалобу Агентства, в котором выражается несогласие с изложенной в ней позицией. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную кассационную жалобу в отсутствие представителей общества, Росимущества и Территориального управления.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество в соответствии с планом приватизации комбината "Южуралникель", утвержденного решением Комитета по управлению госимуществом по Оренбургской области N 36 от 30.10.1992 г., является собственником сооружения "Желдорпуть перегона завод-шлакоотвал" расположенного на земельном участке площадью 248 112 +/- 174 кв. м с кадастровым номером N 56:43:0209002:11 и находящимся по адресу: Оренбургская область, г. Орск, восточная часть кадастрового квартала 56:43:0209002.
Указанный земельный участок передан обществу на праве бессрочного (постоянного) пользования на основании распоряжения Администрации города Орска Оренбургской области от 27.07.1993 г. N 1122-р "О предоставлении комбинату "Южуралникель" в бессрочное пользование земельных участков, фактически занятых промобъектами комбината".
21 июля 2010 г. общество обратилось в Территориальное управление с заявлением N ЮУНК/3394/22 о приватизации данного земельного участка.
25 августа 2010 г. Территориальное управление письмом N ЛК-56/03-6468 направило приложенный к заявлению пакет документов в Росимущество для принятия решения о приватизации земельного участка с кадастровым N 56:43:0209002:11.
10 февраля 2011 г. Территориальное управление письмом N ЮП-56/13-881, на основании письма Росимущества от 03.02.2011 г. N ПП-10/2492 возвратило обществу документы на доработку, указав на отсутствие документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здания, строения, сооружения, находящиеся на приобретаемых земельных участках; выписки из ЕГРП о правах на объект недвижимости, принадлежащий обществу, а также указало на отсутствие документов, позволяющих идентифицировать принадлежащий обществу объект недвижимости на приобретаемом земельном участке.
Не согласившись с действиями Росимущества и Территориального управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности действий Росимущества и Территориального управления по возврату представленных обществом документов на доработку, указали на представление последним всех необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством для приватизации спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных, участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают прав на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
30 октября 2007 г. Приказом Министерством экономического развития и торговли России N 370 в соответствии с требованиями части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ был утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Пунктом 4 данного Приказа предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается выписка из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Общество к представленным в Территориальное управление документам, впоследствии направленным последним в Росимущество, приложило план приватизации комбината "Южуралникель", а также представило справку ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 16.07.2010 г. N 347, из которой следует, что техническая инвентаризация объекта капитального строительства -"железнодорожный путь" не проводилась и указано также на отсутствие на земельном участке с кадастровым номером N 56:43:0209002:11 объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.
Таким образом, как правильно отметили суды, общество представило в Территориальное управление предусмотренный пунктом 4 Приказа Министерства экономического развития и торговли России от 30.10.2007 г. N 370 документ, подтверждающий факт нахождения на испрашиваемом земельном участке принадлежащего ему объекта недвижимости.
Позиция подателя жалобы о том, что общество не представило документы, подтверждающие проведение технического учета и технической инвентаризации объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, также исследовался судами и был отклонен.
04 декабря 2000 г. постановлением Правительства РФ N 921 утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, из пункта 6 которого следует, что техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц и используются, согласно п. 12 Положения для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, внесения сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведения реестра федерального имущества.
Обязанности проводить техническую инвентаризацию и государственный технический учет Положение не содержит, равно как и не содержит наступления возможных неблагоприятных последствий в случае их отсутствия.
Кроме того, как правильно указали суды, по результатам проведенной технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт.
В то же время в составе прикладываемых к заявлению о приобретении земельного участка документов, согласно перечню документов, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли России от 30.10.2007 г. N 370 не предусмотрена обязанность по предоставлению в обязательном порядке технического паспорта на объекты недвижимости, расположенные на соответствующем земельном участке.
При данных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о незаконности действий Территориального управления и Росимущества по отказу в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером N 56:43:0209002:11 находящегося по адресу: Оренбургская область, г. Орск.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 августа 2011 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2011 г. по делу N А40-55097/11-149-292 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.