город Москва |
|
15 февраля 2012 г. |
Дело N А40-49506/11-159-403 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Стрельникова А.И., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца - Соловьев С.О., дов. от 30.12.2011 г. N 1/11534; Слободчук С.Ю., дов. от 19.01.2012 г. N 1/381
от ответчика - Малахов А.В., дов. от 09.03.2011 г. б/н; Сабаев А.И., дов. от 23.12.2011 г. N 58-юр/1492-1
рассмотрев 08 февраля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации (истец)
на решение от 26 июля 2011 г. Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Константиновской Н.А.
и на постановление от 26 октября 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Крыловой А.Н., Пирожковым Д.В., Деевым А.Л.
по делу N А40-49506/11-159-403
по иску Министерства внутренних дел Российской Федерации
о признании недействительным государственного контракта
к ОАО "Комбинат автомобильных фургонов"
УСТАНОВИЛ:
Министерство внутренних дел Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Комбинат автомобильных фургонов" (далее - ОАО "Комбинат автомобильных фургонов") о признании недействительным заключенного между сторонами по итогам размещения государственного заказа государственного контракта на закупку и поставку товаров для государственных нужд от 31.08.2010 г. N 1358, ссылаясь на совершение указанной сделки под влиянием заблуждения из-за представления ответчиком в составе первой части заявки на участие в аукционе поддельного одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июля 2011 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2011 г., в иске отказано в связи с тем, что на поставленные ответчиком во исполнение обязательств по оспариваемому истцом государственному контракту от 31.08.2010 г. N 1358 транспортные средства было получено ОТТС N РОСС RU.МР03.Е01673 от 12.07.2010 г., факт выдачи которого был подтвержден ответом органа по сертификации строительно-дорожных машин (СЦ "ТЕСТ_СДМ) от 08.04.2011 г. N СЦ-03-408/11, а требование о признании недействительным размещения заказа истцом заявлено не было.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты истец - Министерство внутренних дел Российской Федерации настаивает на своих доводах о представлении ответчиком в составе первой части заявки на участие в аукционе поддельного ОТТС, в связи с чем аукционная комиссия не должна была допускать ОАО "Комбинат автомобильных фургонов" к участию в аукционе на поставку автомобильной техники для нужд Министерства внутренних дел Российской Федерации, поэтому просит решение от 26 июля 2011 г. и постановление от 26 октября 2011 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Ответчик поддерживает приведенные в ранее представленном отзыве доводы о том, что поставленные по государственному контракту от 31.08.2010 г. N 1358 транспортные средства соответствуют указанному в нем ОТТС от 12.07.2010 г. N РОСС RU.МР03.Е01673, что это обстоятельство было установлено также и при рассмотрении другого дела (N А40-28644/11-58-93), ссылается на недоказанность истцом доводов о существенном заблуждении при заключении оспариваемого контракта и отсутствие каких-либо действий со стороны истца по признанию недействительными результатов размещения заказа, по обжалованию решений аукционной комиссии или результатов проведения аукциона, а также на невозможность восстановления прав истца избранным им способом защиты, поскольку оспариваемый истцом контракт сторонами фактически исполнен, просит судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 16.08.2010 г. N 213/2 единственным участником размещения государственного заказа на поставку автомобильной техники для нужд Министерства внутренних дел Российской Федерации было признано ОАО "Комбинат автомобильных фургонов", в связи с чем между Министерством внутренних дел Российской Федерации и ОАО "Комбинат автомобильных фургонов" был заключен государственный контракт на закупку и поставку товаров для государственных нужд от 31.08.2010 г. N 1358, по условиям которого ответчик обязался поставить два новых без пробега (год выпуска 2010 г.) автомобилей-фургонов комбинированных АФК на шасси ГАЗ-3309, качество и комплектность которых должны соответствовать ОТТС N РОСС RU.МР03.Е01673.
Выдача ОТТС N РОСС RU.МР03.Е01673 от 12.07.2010 г. подтверждена ответом органа по спецификации строительно-дорожных машин (СЦ "ТЕСТ-СДМ") от 08.04.2011 г. N СЦ-03-408/11 на запрос истца.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги (далее - запрос котировок) создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия.
Конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе, отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 31.4, частью 2 статьи 35 или частями 4 и 6 статьи 41.8 названного Федерального закона, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.
В соответствии с частью 6 этой же статьи допуск заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с частью 1 настоящей статьи не может быть допущен к участию в торгах, если заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией были установлены случаи, указанные в части 1 настоящей статьи, или отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, является основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.
Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлены особые последствия допуска заказчиком к участию в аукционе лица, предоставившего при подаче заявки на участие в нем недостоверные сведения, поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения иска Министерства внутренних дел Российской Федерации с учетом обстоятельств, положенных этим лицом в основание своих требований.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 июля 2011 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2011 г. по делу N А40-49506/11-159-403 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
А.И.Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.