г. Москва |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А40-181139/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Дудкиной О.В.
при участии в заседании:
от заинтересованного лица Федеральной антимонопольной службы Уткина Е.Б. по доверенности от 24 марта 2014 года N ИА/10670/14, Зайцевой А.О. по доверенности от 18 декабря 2013 года N ИА/51574/13
рассмотрев 04 сентября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Администрации округа Муром Владимирской области на решение от 04 марта 2014 года Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Кастальской М.Н. на постановление от 16 июня 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т. по делу N А40-181139/13
по заявлению Администрации округа Муром Владимирской области (ОГРН 1033302400120), Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации округа Муром
к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России, ОГРН 1047796269663)
о признании недействительным решения
третьи лица Местная общественная организация "Правозащитная организация округа Муром", МУП "Муниципальный центр жилищно-коммунального хозяйства округа Муром", Общество с ограниченной ответственностью "Окружная домоуправляющая компания"
УСТАНОВИЛ:
Администрация округа Муром Владимирской области (далее - Администрация) и Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации округа Муром (далее - Комитет) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения ФАС России от 01 октября 2013 года N 1-00-191/00-23-13.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Местная общественная организация "Правозащитная организация округа Муром", МУП "Муниципальный центр жилищно-коммунального хозяйства округа Муром" (далее - МУП "МЦ ЖКХ"), Общество с ограниченной ответственностью "Окружная домоуправляющая компания" (далее - ООО "ОДК").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2014 года, в удовлетворения заявления отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители ФАС России возражали против удовлетворения доводов и требований кассационной жалобы.
Представители Администрации, Комитета, Местной общественной организации "Правозащитная организация округа Муром", МУП "МЦ ЖКХ", ООО "ОДК", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. При этом Администрация заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что в ФАС России поступило обращение Местной общественной организации "Правозащитная организация округа Муром" о наличии признаков нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) в действиях Администрации по предоставлению преимуществ ООО "ОДК", которые обеспечивают ему более выгодные условия хозяйственной деятельности.
В рамках рассмотрения обращения в соответствии с приказами ФАС России от 04 февраля 2013 года N N 64/13, 65/13, 66/13 были проведены внеплановые выездные проверки в отношении Администрации, МУП "МЦ ЖКХ", ООО "ОДК" о чем составлены акты проверок от 21 февраля 2013 года NN 4, 5, 6.
Решением ФАС России от 01 октября 2013 года N 1-00-191/00-23-13 действия Администрации, Комитета, МУП "МЦ ЖКХ", ООО "ОДК" признаны нарушением статьи 16 Закона о конкуренции в части заключения устного соглашения, следствием которого участниками соглашения предоставляются преимущества ООО "ОДК", которые обеспечивают ему более выгодные условия деятельности на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.
Антимонопольным органом установлено, что Администрацией и Комитетом, МУП "МЦ ЖКХ", ООО "ОДК" совершены действия по согласованию и фактическому представлению на безвозмездной основе ООО "ОДК" нежилых помещений, расположенных по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Ленина, д. 3; предоставлению в безвозмездное пользование телефонной связи, электронной почты официального портала Администрации; проведению мероприятий и встреч с жителями округа Муром на тему заключения договоров на управление многоквартирными домами с ООО "ОДК", в результате которых на дату 06 февраля 2013 года с ООО "ОДК" заключено 169 договоров управления многоквартирными домами.
В округе Муром деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляет 39 управляющих компаний, таким образом рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами в границах округа Муром является конкурентным.
Заключение указанного соглашения привело к предоставлению ООО "ОДК" преимуществ, которые обеспечивают ему более выгодные условия осуществления деятельности, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке и, как следствие, ограничивает конкуренцию на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в границах округа Муром.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемое решение принято ФАС России в рамках предоставленных ему полномочий, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Администрации и Комитета.
При этом суды, отклоняя довод Администрации о несоответствии действительности наличия согласования Администрацией, МУП "МЦ ЖКХ" и ООО "ОДК" фактического размещения ООО "ОДК" в нежилых помещениях по адресу: г. Муром, ул. Ленина, д. 3, правильно указали, что согласно письменным объяснениям генерального директора ООО "ОДК" Фролова А.А., директора МУП "МЦ ЖКХ" Еремеевой Т.Ю., полученным в ходе проведения внеплановых выездных проверок ООО "ОДК" и МУП "МЦ ЖКХ", ООО "ОДК" фактически занимал и использовал нежилые помещения по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Ленина, д. 3 с июня 2012 года, размещение ООО "ОДК" по вышеуказанному адресу было согласовано с Администрацией, предоставившей согласование размещении общества, но данному адресу, между МУП "МЦ ЖКХ" и Администрацией было также согласовано фактическое размещение ООО "ОДК" в нежилых помещениях по вышеуказанному адресу.
По результатам проведенных внеплановых проверок также установлено, что письменных договоров по вопросу предоставления муниципальной собственности ООО "ОДК" в период с мая по середину октября 2012 года и с середины ноября по февраль 2014 года не заключалось. Предоставление муниципальной собственности - нежилых помещений, расположенных по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Ленина, д. 3, осуществлялось в данный период на безвозмездной основе. Платежей ООО "ОДК" за пользование нежилыми помещениями за указанный период не осуществлялось.
Кроме этого здание, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Ленина, д. 3, в соответствии с постановлением Главы округа Муром от 08 июня 2007 года N 1402, свидетельством о государственной регистрации права от 07 апреля 2011 года серии 33АЛ N 134537 принадлежит на праве хозяйственного ведения МУП "МЦ ЖКХ".
Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица N 1123334000690, выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 13 декабря 2012 года N 2734, сформированной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по Владимирской области, Уставу ООО "ОДК", утвержденному решением единственного участника от 14 мая 2012 года, ООО "ОДК" с 23 мая 2013 года зарегистрировано по адресу местонахождения: Владимирская область, г. Муром, ул. Ленина, д. 3.
Доводы Администрации и Комитета о необоснованности вывода судов о том, что Администрацией проводились и освещались с помощью официального сайта Администрации в сети Интернет действия, предоставляющие преимущества ООО "ОДК", обеспечивающие данному предприятию более выгодные условия деятельности на рынке оказания услуг по управлению много квартирными домами в округе Муром, несостоятельны.
Как правильно указали суды, ФАС России, исходя из информации, отраженной в СМИ и размещенной на официальном портале округа Муром - www.murom.info, а также содержащейся в письменных объяснениях генерального директора ООО "ОДК" Фролова А.А., правомерно установлено, что в период с августа по октябрь 2012 года Администрацией совместно с ООО "ОДК" проводились работы по направлению жителям округа Муром предложений о заключении договоров на управление многоквартирными домами с ООО "ОДК".
В соответствии с информацией, размещенной во вкладке "О сайте" - данный сайт (www.murom.info) создан и поддерживается Администрацией в рамках реализации Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон об обеспечении доступа), Постановления Главы округа Муром от 19 апреля 2010 года N 758 "О признании утратившим силу постановления Главы округа Муром от 05 сентября 2002 года N 1232 "О создании официального информационного WWW-сервера Администрации округа Муром в компьютерной сети Internet" и об утверждении положения об официальном сайте Администрации округа Муром в глобальной сети Интернет в новой редакции" (далее - постановление от 19 апреля 2010 года N 758), в целях обеспечения реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности Администрации, оперативного доведения до граждан актуальной справочной и разъяснительной информации, всестороннего освещения работы и популяризации деятельности Администрации, формирования позитивного общественного мнения и повышение интереса к деятельности Администрации.
В силу постановления от 19 апреля 2010 года N 758 сайт http://www.murom.info является официальным сайтом Администрации в сети Интернет, официальный почтовый сервер Администрации - @murom.info.
Информация о деятельности ООО "ОДК" была размещена на портале согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 4, пунктом 1 статьи 11 Закона об обеспечении доступа, пунктом 1.3 Положения об официальном сайте Администрации округа Муром в глобальной сети Интернет, утвержденного постановлением от 19 апреля 2010 года N 758, вся информация, размещенная на портале, имеет статус официальной и является достоверной.
Следовательно, Администрацией с целью оперативного доведения до граждан актуальной справочной и разъяснительной информации, формирования позитивного общественного мнения и повышение интереса к деятельности ООО "ОДК" проводились и освещались с помощью портала действия, предоставляющие преимущества ООО "ОДК", которые обеспечивали ему более выгодные условия деятельности на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в границах округа Муром.
Довод Администрации о том, что судами не установлено причинной связи проведением Администрацией разъяснительной работы по вопросу замены ООО "ОДК" дискредитирующей себя прежней управляющей организации - ООО "МЦ ЖКХ" и количества заключенных ООО "ОДК" договоров управления многоквартирными домами, неправомерен, поскольку, как правильно установлено судами, в письменных объяснениях генерального директора ООО "ОДК" Фролова А.А. содержится информация, свидетельствующая о том, что Администрацией проводилась работа по направлению жителям города предложений о заключении договоров на управление многоквартирными домами с ООО "ОДК". Порядка 600 домов г. Муром выбрали ООО "ОДК" в качестве новой управляющей компании. Договоры в настоящее время находятся в стадии заключения, подписано 169 договоров. Жители расторгали договоры с ООО "МЦ ЖКХ" поскольку Администрация разъясняла им, что ООО "ОДК" лучшие.
Данный факт свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между проводившейся Администрацией агитации по заключению договоров с ООО "ОДК" и количеству заключенных ООО "ОДК" договоров управления многоквартирными домами.
Довод Комитета о том, что он не уполномочен распоряжаться вышеупомянутыми муниципальными нежилыми помещениями, в том числе фактически предоставлять их, в связи с тем, что к МУП "МЦ ЖКХ" в порядке статьи 294 ГК РФ перешли права владения, пользования и распоряжения указанными спорными помещениями с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения на них, несостоятелен.
На основании Постановления Главы округа Муром от 08 июня 2007 года N 1402 за МУП "МЦ ЖКХ" закреплено право хозяйственного ведения на нежилое помещение по адресу: г. Муром, ул. Ленина, д. 3.
Согласно пункту 2 статьи 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В соответствии с Уставом МУП "МЦ ЖКХ", утвержденному распоряжением Комитета от 26 апреля 2006 года N 75, Комитет является учредителем МУП "МЦ ЖКХ" и осуществляет полномочия собственника в отношении его имущества.
Комитет является органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, входит в структуру Администрации, является самостоятельным юридическим лицом.
Согласно Уставу Мурома Комитет в рамках своей специализации обеспечивает Главу Администрации округа Муром оперативной информацией о работе муниципальных служб и принятых им решениях, о положении дел на территории округа в рамках своей деятельности.
Следовательно, Комитет в рамках своих полномочий должен осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью нежилых помещений муниципальной собственности, расположенных по адресу: Владимирская область, г. Муром, ул. Ленина, д. 3, о положении дел, а также принятых решениях в отношении вышеуказанных нежилых помещениях КУМИ должен информировать Главу о. Муром.
Согласно решению Совета народных депутатов округа Муром Владимирской области от 27 марта 2012 года N 170, Положению "О КУМИ", утвержденным постановлением Главы Администрации округа Муром от 20 января 1994 года, решению Совета народных депутатов округа Муром от 25 июня 2002 года, зарегистрированным постановлением Главы округа Муром от 22 июня 2002 года N 771, Комитет осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, а также законностью продажи и иных сделок с ним.
Довод Администрации и Комитета о том, что судами не установлен факт ограничения конкуренции, имевший место на территории округа Муром на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами, также несостоятелен.
В соответствии с пунктом 1.4 приказа ФАС России от 28 апреля 2010 года N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения частей 1, 2, 5 статьи 11, статей 14, 15, 16, 17, 17.1, 18 Закона о конкуренции.
Вместе с тем, судами правильно установлено, что в округе Муром деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляет 39 управляющих компаний, что свидетельствует о том, что рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами в границах округа Муром является конкурентным.
Следовательно, предоставление ООО "ОДК" преимуществ, которые обеспечивают ему более выгодные условия осуществления деятельности при наличии в округе Муром иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, ограничивает конкуренцию на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в границах округа Муром.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2014 года по делу N А40-181139/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.