г. Москва |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А40-51926/11-50-429 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей: Тутубалиной Л.А., Новоселова А.Л.
при участии в заседании:
от истца: Уреке Д.А., дов. от 27.06.2011 N 1
от ответчика: Федорова О.В., дов. от 26.12.2011 N АФ-586
рассмотрев 05 марта 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства образования и науки Российской Федерации
на решение от 12 августа 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Васильевой И.А.,
и постановление от 22 ноября 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Семикиной О.Н., Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Урожай ХХI век"
(ОГРН 1032315287707, Краснодарский край, Брюховецкий р-н, с.Б.Бейсуг)
к Министерству образования и науки Российской Федерации (ОГРН 1047796287440, Москва)
о взыскании 10 047 340 руб. 34 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной возможностью "Урожай XXI" (далее - ООО "Урожай XXI") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству образования и науки Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 10 047 340 руб. 34 руб.
В обоснование правовой позиции истец указывает, что ФГОУ СПО "Колледж "Ейский" не исполняет условия мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.10 по делу N А32-11862/2010-21/267.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности в пользу ООО "Урожай XXI век" взыскано 10 047 340 руб. 34 коп. задолженности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из положений абз. 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 г.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2011 года указанное решение суда первой инстанции изменено, изложено в следующей редакции:
взыскать с Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности в пользу общества с ограниченной ответственностью "Урожай ХХI" 10 047 340 руб. 34 коп.
В кассационной жалобе ответчик просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятого по делу судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, определением от 07.07.2010 г. Арбитражный суд Краснодарского края утвердил мировое соглашение по делу N А32-11862/2010-21/267 по иску ООО "Урожай XXI век" к ФГОУ СПО "Колледж "Ейский" (далее - колледж) о взыскании 12 594 732 руб. 56 коп., в соответствии с которым ответчик обязался выплатить истцу 12 600 000 руб. в срок до 07.10.2010 г.
В связи с неисполнением колледжем условий мирового соглашения судом выдан исполнительный лист, истец предъявил его для исполнения в Отделение федерального казначейства по Ейскому району.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Предусмотренный трехмесячный срок исполнения судебного акта истек 27.03.2011 г., уведомлением N УНЛ-10-853 от 29.03.2011 г. Отделение федерального казначейства по Ейскому району предупредило взыскателя о неисполнении должником требований исполнительного листа и возможности предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств бюджета, в ведении которого находится должник.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Российской Федерации о взыскании денежных средств в размере 10 047 340 руб. 34 коп. с учетом частичного погашения задолженности.
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В силу п. 12 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 г. положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений).
В силу п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
В соответствии с п.5.16 изменений и дополнений устава федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Колледж "Ейский", указанная организация отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у колледжа указанных денежных средств по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Собственником имущества колледжа является Российская Федерация, учредителем является Правительство Российская федерация, полномочия учредителя осуществляют органы государственной власти в пределах компетенции, установленной нормативными правовыми актами. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.01.2005 г.. N 64-р колледж находится в ведении Федерального агентства по образованию.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.04.10 N 526-р колледж, в связи с упразднением Федерального агентства по образованию, был отнесен к ведению Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно п. 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом, удовлетворяя требование о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, суду в резолютивной части судебного акта следует указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
При указанных обстоятельствах суд правильно установил, что в порядке субсидиарной ответственности задолженность по определению Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.10 по делу N А32-11862/2010-21/267 должен уплатить собственник имущества указанного учреждения Российская Федерация в лице Министерства образования и науки Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Нормы материального права при принятии обжалуемого судебного акта применены правильно.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке истцом исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2011 года по делу N А40-51926/11-50-429 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В.Нечаев |
Судьи |
Л.А.Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.