г. Москва |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А41-44207/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 10.09.2014 г.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Борзыкина М.В., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Администрации Дмитровского муниципального района Московской области - Серов П.В., дов. от 03.09.2014 г. N 3108/01,
от заинтересованного лица - 1)Комитета лесного хозяйства Московской области - Коноплина В.М., дов. от 26.12.2013 г. N 30-258/Дов,
2) Федерального агентства лесного хозяйства - не явился (извещен надлежаще),
3) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился (извещен надлежаще),
4) ФГУП "Рослесинфторг" - - не явился (извещен надлежаще),
5) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Хомякова В.М., дов. от 30.04.2014 г. N ЕП/08-2913,
от третьего лица - 1)Администрации сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще),
2) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - - не явился (извещен надлежаще),
рассмотрев 04 сентября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 12 марта 2014 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление от 25 июня 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Коротковой Е.Н., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.
по заявлению Администрации Дмитровского муниципального района Московской области
к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГУП "Рослесинфторг", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
о признании недействительными и исключении сведений из государственного кадастра
третьи лица: Администрация сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Дмитровского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании недействительными и исключении из состава сведений государственного кадастра недвижимости записи об описании местоположения границ - координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45, общей площадью 19 213 446 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, кварталы 5 - 8, 10, 18, 30 - 33, 49 - 52, 67 - 70, 80 - 83, 92 - 94, части кварталов 9, 11, 71, 95.
Администрация Дмитровского муниципального района Московской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования, просила признать недействительными и исключить из состава сведений государственного кадастра недвижимости записи об описании местоположения границ - координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45, общей площадью 19 213 446 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, кварталы 5 - 8, 10, 18, 30 - 33, 49 - 52, 67 - 70, 80 - 83, 92 - 94, части кварталов 9, 11, 71, 95, согласно следующих координат поворотных точек:
Координаты |
|
Координаты |
||
X |
Y |
X |
Y |
|
549018,62 |
2200865,76 |
548956,92 |
2201197,81 |
|
549031,01 |
2200883,54 |
548894,95 |
2201201,70 |
|
549038,44 |
2200909,13 |
548797,18 |
2201208,70 |
|
549056,75 |
2200898,13 |
548784,18 |
2201206,80 |
|
549068,61 |
2200918,82 |
548777,72 |
2201202,14 |
|
549079,34 |
2200912,28 |
548773,24 |
2201195,85 |
|
549087,81 |
2200930,00 |
548768,01 |
2200925,28 |
|
549051,19 |
2200949,85 |
548721,92 |
2200925,67 |
|
549041,45 |
2200952,50 |
548721,40 |
2200883,27 |
|
549033,22 |
2200949,17 |
548712,97 |
2200876,52 |
|
549029,55 |
2200939,74 |
548714,29 |
2200846,74 |
|
549024,28 |
2200929,08 |
548711,25 |
2200835,66 |
|
549005,88 |
2200928,69 |
548711,87 |
2200819,00 |
|
548973,04 |
2200930,25 |
548718,74 |
2200798,59 |
|
548965,71 |
2200933,99 |
548724,77 |
2200792,16 |
|
548962,88 |
2200941,64 |
548727,25 |
2200776,96 |
|
548965,82 |
2200989,41 |
548730,50 |
2200767,32 |
|
549000,85 |
2200987,49 |
548744,47 |
2200756,11 |
|
549004,53 |
2201003,44 |
548767,39 |
2200754,83 |
|
549043,21 |
2201003,79 |
548823,47 |
2200753,40 |
|
549044,04 |
2201045,41 |
548825,03 |
2200749,92 |
|
549000,65 |
2201047,29 |
548825,41 |
2200726,29 |
|
548990,56 |
2201054,65 |
548828,97 |
2200726,33 |
|
548990,71 |
2201073,91 |
549004,11 |
2200726,55 |
|
548957,36 |
2201075,81 |
549005,85 |
2200827,85 |
|
548963,28 |
2201194,11 |
549006,25 |
2200837,68 |
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.03.2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 г., признана недействительной и исключена из состава сведений государственного кадастра недвижимости часть записи об описании местоположения границ - координатах поворотных точек земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45, общей площадью 19 213 446 кв. м расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, кварталы 5 - 8, 10, 18, 30 - 33, 49 - 52, 67 - 70, 80 - 83, 92 - 94, части кварталов 9, 11, 71, 95, согласно вышеназванных координат поворотных точек.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, указывая на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, их доводы, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты законны и обоснованы.
Как следует из материалов дела, распоряжением ТУ Росимущества в Московской области N 718 от 20.07.07 были утверждены акты о приеме-передаче в собственность муниципальных образований "Дмитровский муниципальный район Московской области" и "Рузский район Московской области" имущества от 194 квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации В числе прочего в собственность Дмитровского муниципального района Московской области были переданы жилые дома N 42 (площадью 2007,27 кв. м), N 73 (площадью 375 кв. м), N 72 (площадью 412,6 кв. м), N 70 (площадью 412,6 кв. м), N 71 (площадью 412,6 кв. м), расположенные по адресу: Московская область, Дмитровский район, н.п. Ковригино.
На основании акта передачи имущества N 1300 от 25.11.09 вышеназванные жилые дома были переданы администрацией Дмитровского муниципального района Московской области в собственность сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области.
Согласно выписок из Реестра объектов муниципальной собственности сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области N 45-50 от 02.09.13 жилые дома, расположенные по адресу: Московская область, Дмитровский район, д. Ковригино, ул. Северная, дом N 72, 42, 70, 73, 41, 71, являются объектами муниципальной собственности сельского поселения Якотское и включены в Реестр объектов муниципальной собственности на основании статей 21, 22 Закона Московской области N 130/2007-03 от 20.07.07 "О разграничении муниципального имущества между Дмитровским муниципальным районом Московской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" и акта передачи имущества N 1300 от 25.11.09, находящегося в собственности Дмитровского муниципального района Московской области и передаваемого в собственность вновь образованного в его составе сельского поселения Якотское Дмитровского муниципального района Московской области.
С целью оформления прав собственников помещений в указанных домах на земельные участки под ними администрацией Дмитровского муниципального района Московской области было принято решение о проведении кадастровых работ в отношении земельных участков и составлении межевых планов.
Представитель администрации Дмитровского муниципального района Московской области 29.11.12 обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под жилыми домами N 72, 42, 70, 73, 41, 71, расположенными по адресу: Московская область, Дмитровский район, д. Ковригино, ул. Северная.
Решениями ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-12/РКФ-427168, МО-12/РКФ-427135, МО-12/РКФ-429747, МО-12/РКФ-427185, МО-12/РКФ-427191, МО-12/РКФ-427117 от 11.12.12 проведении кадастрового учета в отношении земельных участков под жилыми домами было приостановлено в связи с выявлением пересечения их границ с границами земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45.
В марте 2013 года администрации Дмитровского муниципального района Московской области было отказано в осуществлении кадастрового учета образованных земельных участков.
Полагая, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45 были определены неверно, администрация Дмитровского муниципального района Московской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Администрации, суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся, сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Пунктом 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.04 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.
Суды правильно указали, что формирование земельных участков под жилыми домами является обязанностью Администрации, поэтому наличие в Государственном кадастре недвижимости сведений о пересечении границ образованных земельных участков и земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45 нарушает права и законные интересы администрации Дмитровского муниципального района Московской области, поскольку препятствует осуществлению возложенных на нее функций.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Частью 4 статьи 40 указанного Закона установлено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (п. 5 ст. 40 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
Как следует из материалов дела, согласно представленной кадастровой выпиской о земельном участке N МО-13/ЗВ-1297296 от 21.10.13 земельный участок с кадастровым номером 50:04:0280103:45 относится к землям лесного фонда, был поставлен на кадастровый учет 29.09.11 и сведения о нем носят временный характер.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств проведения межевания, установления границ на местности лесного участка с учетом находящихся на земельном участке объектов недвижимости в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суды обоснованно признали недействительными сведения Государственного кадастра недвижимости относительно координат границ земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45 в части наложения на земельные участки под жилыми домами, расположенными по адресу: Московская область, Дмитровский район, д. Ковригино, ул. Северная, дом N 72, 42, 70, 73, 41, 71. Формирование лесного участка было произведено в то время, когда вышеназванные жилые дома уже были построены.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу о неправомерном включении земель под жилыми домами в участок лесного фонда.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанцией полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2014 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2014 года по делу N А41-44207/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
...
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (п. 5 ст. 40 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
...
решение Арбитражного суда Московской области от 12 марта 2014 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2014 года по делу N А41-44207/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 сентября 2014 г. N Ф05-9315/14 по делу N А41-44207/2013