г. Москва |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А40-132785/09-102-994 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей: Плюшкова Д.И., Мойсеевой Л.А.
при участии в заседании:
от истца: Хасаншин И.Ф., дов. от 28.07.2011
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев 19 марта 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 15 августа 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Козловским В.Н.
и постановление от 15 ноября 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Катуновым В.И., Баниным И.Н., Юрковой Н.В.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Челябгортранс" (г.Челябинск, ОГРН 1027402329404)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Москва, ОГРН 1037739085636)
третьи лица - Министерство экономического развития Челябинской области (г.Челябинск, ОГРН 1047424527040), Челябинская область в лице Министерства социальных отношений Челябинской области (г. Челябинск, ОГРН 1047424530780) о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Челябгортранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 46 515 140 руб. 60 коп. убытков, возникших в результате обеспечения в 2007-2008 годах равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16 июня 2010 года, оставленным без изменения постановлением суда кассационной инстанции от 30 ноября 2010 года, отказано в удовлетворении исковых требований.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.04.2011 г.. N ВАС-4241/11 истцу отказано в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ с указанием на возможность обратиться в установленном порядке с заявлением о пересмотре принятых по делу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с принятием Президиумом Постановления от 25 января 2011 года N 9621/10.
Решением суда первой инстанции от 15 августа 2011 года, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15 ноября 2011 года, заявление истца о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам удовлетворено, решение суда от 16 июня 2010 года отменено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минфин России обратился с кассационной жалобой, в который просит решение и постановление отменить, и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, по доводам, изложенным в мотивированном отзыве.
Минфин России, Министерство экономического развития Челябинской области, Челябинская область в лице Министерства социальных отношений Челябинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Оценив доводы кассационной жалобы и мотивированного отзыва, заслушав представителя истца, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения и постановления в связи со следующим.
Судом установлено, что истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о пересмотре решения по делу N А40-132785/09-102-994 по новым обстоятельствам. В качестве основания истец ссылался на Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25 января 2011 года N ВАС-9621/10, в котором, по мнению истца, содержится правовая позиция, на основании которой, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правого образования компенсацию в виде не полученной с потребителя платы. При этом толкование правовых норм, содержащихся в Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25 января 2011 года N ВАС-9621/10 объявлено общеобязательным и подлежащим применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел. По мнению заявителя, названное обстоятельство является новым обстоятельством в соответствии со статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра судебного акта по делу N А40-132785/09-102-994.
Согласно статье 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в настоящей главе.
В соответствии с частью 1 статьи 310 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение.
При этом в соответствии с пунктом 5 часть 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра судебных актов являются, в том числе, определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
В силу изложенного, с учетом конкретных обстоятельств дела, а так же учитывая, что правовая позиция Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по данной категории споров не была и не могла быть известна суду первой инстанции, суд обоснованно установил наличие оснований для отмены решения по новым обстоятельствам.
Кроме того, правомерность вывода суда подтверждается, в том числе и Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N ВАС-7452/10, согласно которому, вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Исходя из выше изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые решение и постановление приняты с правильным применением норм процессуального права, в связи с чем, оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 285, 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2011 года по делу N А40-132785/09-102-994 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В.Нечаев |
Судьи |
Д.И.Плюшков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.