Москва |
|
9 апреля 2012 г. |
Дело N А40-151324/09-37-244 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Л.А. Мойсеевой, Д.И. Плюшкова,
при участии в заседании:
рассмотрев 02 апреля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 10 октября 2011 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дубовик О.В.,
на постановление от 27 декабря 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катуновым В.И., Баниным И.Н., Семикиной О.Н.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Торопецкое автотранспортное предприятие" (ОГРН: 1026901777396, 172850, Тверская обл., г. Торопец, ул. Чапаева, д. 10)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9),
о взыскании убытков
третьи лица: Тверская область в лице Департамента финансов Тверской области, Тверская область в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торопецкое автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в размере 2 935 799 руб. 96 коп., понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов по территории Торопецкого района Тверской области в 2007 - 2008 годах.
Решением суда первой инстанции от 14.05.2010 года, поддержанным судами апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении иска отказано. Решение мотивировано тем, что расчет расходов истца путем применения расчетного метода в спорный период является необоснованным, при расчете расходов транспортных организаций на территории Тверской области необходимо руководствоваться постановлением администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета". Суды установили, что расходы истца в соответствии с постановлением N 32-па возмещены в полном объеме на основании расчетов сумм компенсации, произведенных территориальными отделами социальной защиты населения Тверской области.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.04.2011 года N ВАС-3319/11 в передаче настоящего дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений апелляционной и кассационной инстанций отказано с указанием на возможность пересмотра оспариваемых судебных актов по новым обстоятельствам в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции от 23.12.2010.
Решение суда от 14.05.2010 года отменено решением Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2011 года в связи с наличием новых обстоятельств.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.10.2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2011 года, исковые требования ООО "Торопецкое автотранспортное предприятие" о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 2 935 799, 96 руб. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением от 10.10.2011 года и постановлением от 27.12.2011 года, Министерство финансов Российской Федерации, представляющее интересы Российской Федерации, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению Министерства финансов Российской Федерации, расчет иска является необоснованным и недоказанным. Ответчик считает принятые по делу судебные акты несоответствующими позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 9621/10, о том, что для определения публичного правового образования, с которого необходимо производить взыскание, должны учитываться сведения федерального и регионального регистров, поскольку судами не проверено числятся ли лица, заявленные в иске, в качестве потребителей в федеральном регистре, сведения из Пенсионного Фонда Российской Федерации о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в материалы дела не представлены.
В заседание суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не явились. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец, являясь коммерческой организацией общественного транспорта, отыскивает убытки в заявленном размере, возникшие в 2007- 2008 годах в связи с оказанием федеральным льготникам услуг проезда на своем автобусном транспорте в городском пассажирском сообщении на основании единого социального проездного билета при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Тверской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта.
Выводы судов основаны на пункте 5 статьи 790, статьях 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", на сформированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации судебной практике, выраженной в Постановлениях Президиума от 23.04.2007 N 1476/07, от 05.02.2008 N 12479/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 26.04.2011 N 17828/10, от 23.06.2009 N 2992/09, от 25.01.2011 N 9621/10.
Как следует из судебных актов, расчет убытков судами проверен. Истцом используются для расчета показатели, подтверждающие точное количество поездок, совершенных льготниками, поскольку Торопецкое автотранспортное предприятие выдавало пассажирам-льготникам федерального регистра нулевые билеты на каждую поездку при предъявлении единого социального проездного билета.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана оценка.
Исходя из сформированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовой позиции, изложенной в указанных выше постановлениях Президиума, оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 октября 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2011 года по делу N А40-151324/09-37-244 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
Л.А. Мойсеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.