г. Москва |
|
10 июля 2012 г. |
Дело N А40-174799/09-55-1244 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Плюшкова Д.И.
судей Чалбышевой И.В., Малюшина А.А.
при участии в заседании:
от истца: Коршунов И.С. доверенность от 01.12.2011 г..
от ответчика: Королева Е.С. доверенность от 14.11.2011 г.., N 1-06-08\75
от третьих лиц:
рассмотрев 09 июля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 16 января 2012 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дубовик О.В.,
на постановление от 03 апреля 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катуновым В.И., Баниным И.Н., Яремчук Л.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" (г. Нижнекамск, ул. Первопроходцев, д. 20)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
о взыскании убытков
третьи лица - Министерство финансов Республики Татарстан (г. Казань, ул. Пушкина, д. 37), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (г. Казань, ул. Ершова, д. 31а), установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - транспортное предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании 39 305 557 руб. 88 коп. убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан на городском общественном транспорте.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Республика Татарстан в лице Министерство финансов Республики Татарстан (далее - Минфин Республики Татарстан) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство траннспорта).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2010 года, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2011 года и Федерального арбитражного суда Московского округа от 04 августа 2011 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Транспортное предприятие обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о пересмотре решения от 15 ноября 2010 года по новым обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 января 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2012 года, заявление удовлетворено. Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2010 года отменено по новым обстоятельствам.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минфин России обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение от 16 января 2012 года и постановление от 03 апреля 20112года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявитель жалобы полагает, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушением положений статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывая на то, что судом не учтены конкретные обстоятельства настоящего дела.
Транспортное предприятие в отзыве на кассационную жалобу просит суд кассационной инстанции оставить обжалуемые решение и постановление без изменения по доводам, приведенным в отзыве.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюдение судом первой инстанции и апелляционным судом норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба Минфина России - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в качестве основания для пересмотра принятого по настоящему делу решения транспортное предприятие сослалось на постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25 января 2011 года N ВАС-9621/10, в котором содержится правовая позиция, согласно которой организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить от публично-правого образования компенсацию в виде неполученной с потребителя платы, в том числе при наличии финансирования в соответствии с нормативно-правовым актом публично-правового образования, если полученные денежные средства не возмещают в полной мере расходы транспортного предприятия по перевозке льготных категорий граждан.
При этом толкование правовых норм, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25 января 2011 года N ВАС-9621/10 является общеобязательным и подлежащим применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.
В обоснование своего заявления транспортное предприятие сослалось на то, что по результатам рассмотрения надзорной жалобы истца на принятые по настоящему делу судебные акты об отказе в удовлетворении исковых требований Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации вынесено определение от 14.11.2011 N ВАС-14485/11, в котором указано, что решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть пересмотрено по новым обстоятельствам, как судебный акт, основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Согласно статье 309 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд может пересмотреть принятый им и вступивший в законную силу судебный акт по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в настоящей главе.
В силу части 1 статьи 310 названного Кодекса, вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение.
При этом в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра судебных актов являются, в том числе, определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.
При изложенных выше обстоятельствах суд, с учетом приведенных выше норм права, пришел к выводу о том, что решение от 15 ноября 2010 года подлежит пересмотру по новым обстоятельствам, как основанное на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
По мнению кассационной инстанции, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с принятием Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации Постановления Президиума от 25.01.2011 N 9621/10 и определения по данному делу от 14.11.2011 г. N ВАС-14485/11 имеются обстоятельства, являющиеся основанием для пересмотра по новым обстоятельствам решения от 15 ноября 2010 года Арбитражного суда города Москвы.
Таким образом, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые решение и постановление приняты с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем, оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 января 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 апреля 2012 года по делу N А40-174799/09-55-1244 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Плюшков |
Судьи |
И.В. Чалбышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.