г. Москва |
|
10 июля 2012 г. |
Дело N А40-103374/11-121-881 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2012 года.
Мотивированное постановления изготовлено 10июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Борзыкина М.В.
при участии в заседании:
от заявителя - Товарищество собственников жилья "Ивана Бабушкина" (г. Москва, ОГРН 1107746615756): Черный Р.Б. - доверенность от 30 августа 2011 года N 30/08/2011
от заинтересованного лица - Департамент земельных ресурсов города Москвы (г. Москва, ОГРН 1037739510423): Туренкова М.А. доверенность от 30 декабря 2011 года N 33-И-6132/11
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (г. Москва, ОГРН 1027739900836): извещён, представитель не явился,
рассмотрев 3 июля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Ивана Бабушкина"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 19 декабря 2011 года,
принятое судьёй Аксёновой Е.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 28 марта 2012 года,
принятое судьями Мухиным С.М., Гончаровым В.Я., Поташовой Ж.В.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Ивана Бабушкина"
о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы, связанного с отказом в приёме заявления о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка и не утверждении схемы расположения земельного участка, его не формировании на кадастровом плане (карты) территории по адресу: г. Москва, ул. Ивана Бабушкина, д. 10 в границах, обозначенных проектировщиком дома - ФГУП "ГИПРОНИИ РАН" (КПМ-8) по застройке многоквартирного дома в литерах А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К, общей площадью 1, 18 га, и под благоустройство в литерах А - К - Л - М - А, общей площадью 0,056 га.,
третье лицо - Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, установил:
Товарищества собственников жилья "Ивана Бабушкина" (далее по тексту - ТСЖ "Ивана Бабушкина") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее по тексту - ДЗР г. Москвы), выразившегося в отказе в приеме заявления о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка и, не утверждении схемы расположения земельного участка, его не формировании на кадастровом плане (карты) территории по адресу: г. Москва, ул. Ивана Бабушкина, д. 10 в границах, обозначенных проектировщиком дома - ФГУП "ГИПРОНИИ РАН" (КПМ-8) по застройке многоквартирного дома в литерах А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К, общей площадью 1, 18 га, и под благоустройство в литерах А - К - Л - М - А, общей площадью 0, 056 га.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2011 года, оставленным без изменения на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 года, в удовлетворении требований заявителя отказано.
ТСЖ "Ивана Бабушкина" не согласившись с выводами суда первой инстанции и апелляционного суда, настаивает на отмене состоявшихся по делу судебных актов на основании не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учтено, что заявителем был представлен необходимый перечень документов; не дана оценка действию (бездействию) ответчика по не формированию земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ДЗР г. Москвы, в судебном заседании и представленном отзыве, возражая против удовлетворения кассационной жалобы, указал на законность и обоснованность судебного акта и отсутствии оснований к отмене.
Третье лицо - Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, о чем имеется уведомление о получении определения суда, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия, лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что ДЗР г. Москвы, в ответ на обращение ТСЖ "Ивана Бабушкина" о формировании земельного участка в границах, обозначенных проектировщиком дома - ФГУП "ГИПРОНИИ РАН" (КПМ-8), согласно разработанного плана благоустройства и озеленения дома N 1410-0-ГП по застройке в литерах А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К, общей площадью 1, 18 га, и под благоустройство в литерах А - К - Л - М - А общей площадью 0, 056 га, письмом от 22 августа 2011 года N 33-1-8368/11-(1)-1, сообщил, что в соответствии с законом г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территории, что по состоянию на 19 августа 2011 межевание квартала по указанному адресу не проводилось и формирование единого земельного участка для эксплуатации жилого дома возможно после утверждения проекта межевания территории квартала по указанному адресу на основании соответствующего заявления в службу "единого окна" ДЗР города Москвы согласно Регламенту, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП. По вопросу разработки проекта межевания территории квартала заявителю было предложено обратиться в уполномоченный орган - Москомархитектуру.
ТСЖ "Ивана Бабушкина" обратилось в Департамент с заявлением об оформлении распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане с приложением документов, согласно перечню.
Письмом от 22 августа 2011 года N 33-5-1649/11 ответчик отказал Товариществу в принятии заявления на основании пункта 2.3.2 приложения 2 Постановления Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП, ссылаясь на то, что заявителем не был представлен полный комплект документов, определенный Регламентной таблицей и что для получения запрашиваемого документа Товариществу необходимо представить нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающую право на здание, строение, сооружение, план земельного участка М 1:500 и другие документы, определенные регламентной таблицей (приложение 3 к Постановлению Правительства Москвы от 19 октября 2010 года N 943-ПП). Предложено после предоставления указанных документов повторно обратиться в службу "одного окна" Департамента.
Полагая, что бездействие ДЗР г. Москвы, выразившееся в отказе в приеме заявления о выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка и не утверждении схемы расположения земельного участка в заявленных границах и размерах обратилось с настоящим требованием в суд.
Суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд, осуществляя проверку законности бездействия ДЗР г. Москвы, всесторонне исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 12 Закона о землепользовании, пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемых действий и соответственно отсутствии необходимой совокупности оснований для признания их недействительными в судебном порядке.
Выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 16 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица обращаются в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Постановлением Правительства Москвы от 19 октября 2010 г. N 943-ПП "О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 июня 2008 г. N 554-ПП, от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП, от 30 июня 2009 г. N 643-ПП, от 8 июня 2010 г. N 472-ПП" разработан Регламент в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 8 июня 2010 г. N 472-ПП "О выполнении поручений Правительства Москвы по вопросу оптимизации системы предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" и сокращения сроков подготовки документов".
В соответствии с Регламентной таблицей подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы, для выдачи заявителям - юридическим лицам (собственникам зданий, строений, сооружений) Распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории необходимо представить документы, указанные в пункте 11 Регламентной таблицы.
Как установлено судами основанием к отказу в принятии заявления на основании пункта 2.3.2 приложения 2 Постановления Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 643-ПП послужило непредставление необходимого для рассмотрения указанного вопроса пакета документов в соответствии с требованиями Регламента.
Обоснованно отклонены судами доводы заявителя относительно соблюдения последним требований нормативных актов и представления всех необходимых документов. Не приняты судами во внимание доказательства представленные ТСЖ "Ивана Бабушкина" в подтверждение указанного факта, поскольку не содержат каких-либо отметок об их приеме службой "одного окна".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия Департамента, выразившиеся в не формировании земельного участка, суды обоснованно исходили из того, что обязанность по формированию земельного участка могла возникнуть только с момента подачи именно в установленном порядке заявления с представлением документов, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно статье 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Пунктом 4 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 12 Закона г. Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании", статьи 43 Градостроительного кодекса РФ границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий.
Соответственно, что до формирования земельного участка (установления границ земельного участка) необходимо провести межевание соответствующей территории.
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 01 ноября 2005 N 850-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура)" разработку, актуализацию документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории города Москвы и иной документации, предусмотренной планом реализации Генерального плана города Москвы, в том числе, проектов межевания территории обеспечивает Москомархитектура.
Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы "Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" от 11 марта 2011 г. N 65-ПП, а также ранее действовавшим Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" от 30 октября 2007 г. N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москва, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность, на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 5.8 раздела II указанного Положения Департамент земельных ресурсов города Москвы принимает решения об утверждении проектов межевания территории квартала, в котором расположены жилые дома в виде отдельного документа, в форме распоряжения Департамента.
Таким образом Департаментом правомерно предложено товариществу о вопросу разработки проекта межевания территории квартала заявителю было предложено обратиться в уполномоченный орган - Москомархитектуру.
Не установив факта незаконного бездействия, который в силу части 1 статьи 198 АПК РФ, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, суды отказали в удовлетворении заявленных требований. Оснований к отмене судебных актов, вынесенных с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права нет.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 года по делу N А40-103374/11-121-881 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.