г. Москва |
|
05 июля 2012 г. |
Дело N А40-62438/11-122-417 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" Зеленюк Е.Я. по доверенности от 13 февраля 2012 г.
от ответчика Федеральной антимонопольной службы Вовкивской Л.В. по доверенности от 01 ноября 2011 г. N ИА/40758, Беляевой Л.С. по доверенности от 01 ноября 2011 г. N ИА/40757
от третьего лица
рассмотрев 28 июня 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Федеральной антимонопольной службы
на постановление от 11 марта 2012 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Каменецким Д.В.
по делу N А40-62438/11-122-417
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 16 мая 2011 года N 1 14.32/42-11 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, в части, касающейся наложения на ФГУП "Почта России" наказания в виде административного штрафа в размере 3600354 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2011 года оспариваемое постановление антимонопольного органа в части, касающейся наложения административного штрафа в размере 3600354 рублей, изменено. ФГУП "Почта России" назначено наказание в виде штрафа в размере 363672,09 рублей.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2012 года решение суда первой инстанции изменено. ФГУП "Почта России" назначено наказание в виде штрафа в размере 275000 рублей.
В кассационной жалобе ФАС России просит отменить постановление, поскольку оно приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ФГУП "Почта России" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители ФАС России поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ФГУП "Почта России" возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления.
Арбитражный суд установил, что 02 мая 2007 года ФГУП "Почта России" были заключены договоры о приеме платежей физических лиц на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций - поставщиков ЖКУ: с МУП "Информационно-расчетный центр" и МУП "Управление жилищного хозяйства" от 02 мая 2007 года N 1-У-П; с МУП "Информационно-расчетный центр" и ОАО "Одинцовский Водоканал" от 02 мая 2007 года N 1-В-П; с МУП "Информационно-расчетный центр" и ОАО "Одинцовская теплосеть" от 02 мая 2007 года N 1-Т-П; с МУП "Информационно-расчетный центр" и ОАО СЭУ "Трансинжстрой" от 02 мая 2007 года N 2-Т-П.
По результатам рассмотрения дела N 1 11/177-09 ФАС России решением от 13 августа 2010 года признала, что действия Сбербанка России, МКБ "Одинбанк", ФГУП "Почта России", МУП "Информационно-расчетный центр", МУП "Управление жилищного хозяйства", ОАО "Одинцовская теплосеть", ОАО СЭУ "Трансинжстрой", ОАО "Одинцовский водоканал", выразившиеся в заключении договоров, которые привели к ограничению конкуренции, являются нарушением части 2 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
15 апреля 2011 года ФАС России в отношении ФГУП "Почта России" был составлен протокол об административном правонарушении N 1 14.32/42-11 по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ за действия, выразившиеся в участии в недопустимом в соответствии с антимонопольным законодательством соглашении в период с 02 мая 2007 года по 01 апреля 2010 года.
В ходе проведения административного расследования ФАС России было установлено, что размер выручки ФГУП "Почта России" от реализации услуг по приему платежей физических лиц г. Одинцово Московской области за 2009 год составил 36367209,22 рублей.
Постановлением ФАС России от 16 мая 2011 года N 1 14.32/42-11 ФГУП "Почта России" было признано виновным в совершении административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3600354 рублей (9,9%), что находится в пределах от 0,01 до 0,15 от суммы выручки товара (работ, услуг) за 2009 год на рынке, которого совершено правонарушение.
Изменяя оспариваемое постановление ФАС России в части размера административного штрафа, суд первой инстанции исходил из отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, а также из того, что правонарушение было устранено в ходе производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ установлено, что заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Повторно рассматривая данное дело, суд апелляционной инстанции правильно указал, что согласно письму ФГУП "Почта России" от 07 апреля 2011 года N 50.12.14/257, направленным во исполнение пункта 3.1 определения ФАС России от 18 марта 2011 года о возбуждении дела об административном правонарушении N 1 14.32/42-11, размер выручки ФГУП "Почта России" от реализации услуг по приему платежей физических лиц г. Одинцово Московской области за 2009 год составил 36367209,22 рублей.
Определяя размер административного штрафа, антимонопольный орган в оспариваемом постановлении исходил из указанной суммы как суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
В то же время, в соответствии с данным постановлением нарушение норм антимонопольного законодательства было выявлено ФАС России на рынке приема платежей физических лиц за коммунальные услуги, границы которого определены соглашениями о приеме платежей физических лиц на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций - поставщиков ЖКУ.
Согласно представленным ФГУП "Почта России" Актам выполненных работ, подписанных сторонами соглашений, выручка от реализации услуг по приему платежей физических лиц г. Одинцово на расчетные счета МУП "Управление жилищного хозяйства", ОАО СЭУ "Трансинжстрой", ОАО "Одинцовский водоканал" за 2009 год составила 2757270,5 рублей.
Таким образом, антимонопольным органом были неправильно определены границы рынка, на котором было совершено административное правонарушение и, соответственно был неправильно установлен размер выручки от реализации услуг на этом рынке, и исчислен размер административного штрафа.
Установив данные обстоятельства, изменяя решение суда первой инстанции в части наложения штрафа, суд апелляционной инстанции, правильно соглашаясь с выводами ФАС России о том, что прекращение действия соглашения в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не может быть признано обстоятельством, уменьшающим размер базового штрафа, правомерно посчитал необходимым изменить оспариваемое постановление ФАС России в части определения размера административного штрафа и назначить наказание в размере 9,97% от выручки по реализации услуг по приему платежей физических лиц г. Одинцово на расчетные счета МУП "Управление жилищного хозяйства", ОАО СЭУ "Трансинжстрой", ОАО "Одинцовский водоканал" за 2009 год, что составляет 275000 рублей.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление принято законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судом, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2012 года по делу N А40-62438/11-122-417 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.