г. Москва |
|
12 июля 2012 г. |
Дело N А40-52153/10-40-442 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Тихоновой В. К.,
судей Чучуновой Н. С., Хомякова Э. Г.,
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен,
от ответчика - Соколова С.Ю., по доверенности от 06.10.2011 N 207/431д
рассмотрев 5 июля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на постановление от 30 января 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Савенковым О.В., Левиной Т.Ю., Кораблевой М.С.,
по иску Муниципального образования "Город Йошкар-Ола"
к Министерству обороны Российской Федерации,
третье лицо - ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании долга по аренде в порядке субсидиарной ответственности, установил:
Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Йошкар-Ола" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым требованием к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по арендной плате в порядке субсидиарной ответственности в размере 293 609 руб. 02 коп.
Требование основано на ст.ст. 309, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" с Йошкар-Олинской КЭЧ района заключен договор аренды нежилого помещения, которое передано ей в аренду.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2011 года по делу N А40-52153/10-40-442 иск удовлетворен в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счел документально подтвержденным размер долга по арендной плате в сумме 293 609 руб. 02 коп. за период с апреля 2008 года по август 2009 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30 января 2012 года решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2011 года по делу N А40-52153/10-40-442 отменил по безусловному основанию в связи с рассмотрением судом первой инстанции дела в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, иск удовлетворил в полном объеме, а именно взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в порядке субсидиарной ответственности долг по арендной плате в размере 293 609 рублей 02 коп.
Законность и обоснованность вынесенного по делу постановления суда апелляционной инстанции проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации, которое полагает, что арбитражным судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта были нарушены нормы материального права ввиду их неправильного применения, неполно исследованы обстоятельства дела, а также, что выводы суда нижестоящей инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, просит арбитражный суд кассационной инстанции вынесенное по делу постановление суда апелляционной инстанции отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об оставлении иска Муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" без удовлетворения.
По утверждению заявителя жалобы, предъявление требования о взыскании долга в порядке субсидиарной ответственности возможно только к Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации, являясь бюджетным учреждением, финансируется собственником имущества - Российской Федерацией, отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Следовательно, по заявленному иску надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) орган.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал заявленные в кассационной жалобе доводы, просил суд кассационной инстанции принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Представители Муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п.п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru 15 марта 2011 года) суд кассационной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии кассационной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).
Неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание при надлежащем их извещении не препятствует в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрению дела в настоящем судебном заседании.
От Муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" поступил отзыв на кассационную жалобу.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 156, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя заявителя жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу судебного акта, правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного по делу постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
При рассмотрении дела по материалам, имеющимся в нем, арбитражным судом установлено, что 29 декабря 2007 года между истцом (арендодателем) и Йошкар-Олинской квартирно-эксплуатационной части района (арендатором, правопреемником которого является Федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ) был заключен договор аренды от 29 декабря 2007 года N 4755, по условиям которого истец обязался передать во временное владение и пользование арендатору нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пр. Гагарина, 18, литер А общей площадью 200,8 кв. м для размещения военной прокуратуры, а третье лицо, как арендатор, обязался вносить арендную плату за пользование имуществом не позднее 10 числа месяца, за который производится оплата.
Договор заключен сроком с 1 января 2008 г. по 29 декабря 2008 г., в связи с чем в силу ст. 651 ГК РФ последний не требовал государственной регистрации.
Истец, как арендодатель, надлежащим образом исполнил свое обязательство по передаче недвижимого имущества в аренду. Факт передачи спорного помещения в аренду подтверждается актом от 29.12.2007 г.
Согласно п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 5.2 договора аренды, если арендатор продолжает пользоваться объектом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, при этом каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц.
В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п. 3.1 договора аренды арендатор обязался вносить арендную плату ежемесячно не позднее 10 числа месяца, за который производится оплата. Стороны также согласовали размер арендной платы в твердой сумме.
Материалами дела подтверждается, что арендатор не исполнил обязательства по внесению арендных платежей, в результате чего за ним образовалась задолженность за период с апреля 2008 г. по август 2009 г. в размере 293.609 руб. 02 коп.
В силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате судебного разбирательства обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12 октября 2009 г. по делу N А38-5036/2009 исковые требования Муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к Йошкар-Олинской КЭЧ района МО РФ о взыскании долга по арендной плате в размере 293.609,02 руб. удовлетворены в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 13 ноября 2009 г. Арбитражным судом Республики Марий Эл был выдан исполнительный лист N АС N 001286643, который был предъявлен истцом ко взысканию в Управление федерального казначейства по Республике Марий Эл.
4 марта 2010 г. Управление федерального казначейства по Республике Марий Эл уведомило истца о неисполнении должником (Йошкар-Олинской квартирно-эксплуатационной части района Министерства обороны Российской Федерации) требований исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления и о возможности предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к Министерству обороны Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Судом апелляционной инстанции правильно установлено, что истцом в соответствии со ст. 399 ГК РФ требование было выполнено и предприняты все меры по взысканию задолженности. Задолженность по арендным платежам не погашена и составляет 293 609,02 руб.
Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Собственник имущества государственного учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам в случае недостаточности денежных средств у самого учреждения для исполнения своих обязательств (абзац 4 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Йошкар-Олинская КЭЧ района (Федеральное государственное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации) является юридическим лицом, относится к числу состоящих на бюджетном финансировании государственных учреждений, имущество которого находится в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет от имени Российской Федерации субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений), выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации предъявляемых в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений (пп. 2 п. 3. ст. 158 БК РФ).
В силу Правил исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 143 от 22.02.2001 (п. 11 Правил), при недостаточности средств на лицевом счете должника - получателя средств федерального бюджета, открытом ему в органах Федерального казначейства, взыскатель вправе в судебном порядке предъявить требования в части неисполненного обязательства к главному распорядителю средств федерального бюджета, в ведении которого находится должник.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с пп. 31 п. 10 указанного Положения о Министерстве обороны Российской Федерации министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно абз. 3 п. 1. Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Согласно пп. 68 п. 7 указанного Положения Минобороны России осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах.
Согласно п. 17 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 г. N 75, общее руководство КЭЧ в Советской Армии и ВМФ осуществляется КЭУ Минобороны СССР. Непосредственные обязанности по руководству КЭС и обеспечению квартирным довольствием воинских частей в районах (гарнизонах) выполняют КЭЧ районов (гарнизонов).
Пунктом 11 Положения о Йошкар-Олинской КЭЧ района МО РФ прямо предусмотрено, что финансирование ее хозяйственной деятельности осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета, направляемых на содержание финансируемого собственником учреждения, является Министерство обороны Российской Федерации. Российская Федерация, как собственник имущества, в лице Министерства обороны Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника (третьего лица).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства исполнения арендатором обязательств по внесению арендной платы по договору аренды от 29.12.2007 г. N 4755 за период с апреля 2008 г. по август 2009 г. в размере 293.609 руб. 02 коп., судебная коллегия считает, что суд апелляционной инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требование Муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к субсидиарному ответчику Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате арендной платы в размере 293 609,02 рублей за период с апреля 2008 года по август 2009 года по договору аренды N 4755 от 29.12.2007 года за пользование нежилым помещением, исходя из положений ст. ст. 309, 310, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку, эти доводы не опровергают выводов суда и, по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражным судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2012 года по делу N А40-52153/10-40-442 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.К.Тихонова |
Судьи |
Н.С.Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.