Москва |
|
17 июля 2012 г. |
Дело N А40-115526/11-47-991 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Л.А. Мойсеева, Л.В. Завирюха
при участии в заседании:
от истца: Квятковская Е.А., дов. от 14.05.2012,
от ответчика: Моргун Ю.С., дов. от 21.10.2011,
рассмотрев 16 июля 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 17 января 2012 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Рящиной Е.Н.,
на постановление от 30 марта 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Баниным И.Н., Катуновым В.И., Яремчук Л.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправ" (455025, г. Магнитогорск, ул. Гагарина, д. 50, ОГРН 1077445001512)
к Министерству обороны Российской Федерации (119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284)
о взыскании задолженности за коммунальные услуги и процентов
третье лицо Индивидуальный предприниматель Посошенко Валерия Игоревна
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправ" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее Министерство) о взыскании задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в размере 1 704 880 руб. 92 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 109 385 руб. 68 коп., начисленных за период с 11.09.2010 по 01.12.2011, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.01.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012, исковые требования удовлетворены.
Судебные акты обжалуются Министерством с просьбой об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
В обоснование доводов кассационной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а именно: статей 39, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению кассатора, истцом не представлено доказательств того, что именно Министерство обороны Российской Федерации являлось в спорный период собственником спорных жилых помещений, а суды, ссылаясь на государственные контракты купли-продажи квартир N 15090/3 от 15.09.2009, N 180909/1 от 18.09.2009, N 071209/5 от 07.12.2009, N 111209/1 от 11.12.2009, не выяснили вопрос о том, было ли зарегистрировано право собственности на указанные жилые помещения в установленном законом порядке, менялся ли собственник за спорный период (с 11.09.2010-01.12.2011).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Общества настаивал на необоснованности жалобы и оставлении в силе судебных актов, ссылаясь на их законность и обоснованность, мотивированный отзыв не представил.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направило. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов в решении и постановлении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство является собственником квартир, приобретенных у Индивидуального предпринимателя Посошенко Валерии Игоревны и ООО "Домострой" в г. Магнитогорске по ул. Зеленый Лог, д. 35; д. 35/1 и ул. Жукова, д. 25 на основании государственных контрактов купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации N 150909/3 от 15.09.2009, N 180909/1 от 18.09.2009, N 071209/5 от 07.12.2009, N 111209/1 от 11.12.2009.
Апелляционный суд уточнил обстоятельства приобретения спорного имущества, а также обстоятельства владения, пользования и распоряжения им. Апелляционным судом установлено, что спорные жилые помещения приобретены Министерством от имени Российской Федерации в собственность Российской Федерации для нужд Министерства обороны Российской Федерации и находятся в оперативном управлении Министерства.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах по адресам: ул. Жукова, д. 25, ул. Зеленый Лог, д. 35, д. 35/1 управляющей и эксплуатирующей организацией было выбрано ООО "Управляющая жилищно-эксплуатационная компания "Домоуправ", что подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Сведений о предоставлении спорных жилых помещений конкретным лицам материалы дела не содержат, в связи с чем суды пришли к выводу, что до передачи вышеуказанных жилых помещений по договорам социального найма бремя расходов на содержание жилых помещений и оплату коммунальных услуг несет Минобороны России, осуществляющее полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
За период с 01.08.2010 по 31.07.2011 Министерством не были оплачены коммунальные услуги (обслуживание ВДГО, вывоз мусора, отопление, лифт) и плата за содержание и ремонт жилых помещений в общей сумме 1 704 880 руб. 92 коп.
Расчет платы за жилые помещения и коммунальные платежи производится в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления г. Магнитогорска тарифами.
Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Поскольку доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиком в материалы дела представлено не было, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, как в части задолженности, так и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и закону. Нормы материального и процессуального права применены судами правильно.
Доводу ответчика об отсутствии доказательств регистрации права собственности на жилые помещения в спорный период апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой у суда кассационной инстанции не имеется. Ответчиком в обоснование данного довода не представлены доказательства продажи, передачи на ином вещном праве жилых помещений в пользование иным лицам. Кроме того, нарушение покупателем требований закона о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, права оперативного управления не может служить основанием для освобождения от содержания имущества, которым это лицо владеет, пользуется и распоряжается. Апелляционным судом установлено, что спорные жилые помещения приобретены от имени Российской Федерации для нужд Минобороны России и находятся в оперативном управлении Министерства. Министерство, как орган исполнительной власти, уполномоченный в том числе в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Нарушений судом норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 января 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2012 года по делу N А40-115526/11-47-991 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
Л.А. Мойсеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.