г. Москва |
|
15 августа 2012 г. |
Дело N А40-54123/11-145-445 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Кузнецова А.М., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Уфа Закирьянова Л.М., доверенность от 07.06.2012 N 1/1572-13,
от ФАС России Алексеева А.А., доверенность от 10.05.2012 N ИА/14288, Урюкина Е.В., доверенность от 21.05.2012 N ИА/15879,
от МУ КСО Ахметов М.Т., доверенность от 11.03.2012,
от БРО "ОПОРА России" Атнагулов З.Г., доверенность от 10.11.2011,
от ИП Евдокимова Б.Н., Атнагулов З.Г., доверенность от 10.11.2011,
рассмотрев 07-14 августа 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу
Федеральной антимонопольной службы
на решение от 23 декабря 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
на постановление от 28 марта 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Москвиной Л.А., Свиридовым В.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-54123/11-145-445
по заявлению Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании ненормативных правовых актов
третьи лица: муниципальное учреждение "Комбинат специализированного обслуживания городского округа города Уфа Республики Башкортостан", Башкирское региональное отделение "Опора России", индивидуальный предприниматель Евдокимов Б.Н., Совет городского округа города Уфа Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа города Уфы Республики Башкортостан (далее - заявитель, Администрация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 02.03.2011, предписания от 16.02.2011 по делу N 1 15/116-10.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 года, требования Администрации были удовлетворены.
Антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Указывает на то, что муниципальное учреждение "Комбинат специализированного обслуживания городского округа города Уфа Республики Башкортостан" (далее - предприятие) является правопреемником Муниципального унитарного предприятия Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - МУП КСО), которое в силу Устава являлось коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, и осуществляло виды деятельности, которые ему не могла передать Администрация, а именно: выделение земельных участком под захоронения, содержанию кладбищ городского округа, контролю за соблюдением порядка захоронения на кладбищах.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители антимонопольного органа, Башкирского региональное отделение "Опора России", индивидуального предприниматель Евдокимова Б.Н. доводы кассационной жалобы поддержали.
Представители Администрации и предприятия возражали против её удовлетворения.
Совет городского округа города Уфа Республики Башкортостан, уведомленный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направил. На основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Обсудив доводы сторон по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании проверки обращения председателя Комитета по регулированию рынка ритуальных услуг Башкирского регионального отделения Опора России о соответствии действий Управления Коммунального хозяйства и благоустройств Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан антимонопольному законодательству, выразившихся в принуждении предпринимателя к оформлению земельных правовых отношений с собственником либо хозяйствующим субъектом для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг по копке могил на муниципальном общественном кладбище "Южное" города Уфы, антимонопольным органом принято решение, которым Администрация признана нарушившей части 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В качестве нарушения Администрации вменялось совершения действий, выразившихся в передаче в ведение предпритяия общественных кладбищ и наделении его функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронение, содержания кладбищ, осуществления контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбищах, что приводит к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и создает преимущественные условия для деятельности предприятия как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на том же товарном рынке - рынке оказания ритуальных услуг.
На основании решения ФАС России Администрации выдано предписание N 1 15/116-10, которым предлагалось совершить действия, по изъятию из ведения предприятия территории земель общественных кладбищ в городском округе город Уфа Республики Башкортостан и принять в ведение Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан; отменить Постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 25.10.2010 N 6166 "О предоставлении Муниципальному учреждению Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан земельных участков"; расторгнуть договоры аренды земельных участков; изъять у МУ КСО функции по: выделению земельных участков для захоронений на территории общественных кладбищ городского округа город Уфа Республики Башкортостан; содержанию кладбищ городского округа город Уфа Республики Башкортостан; контролю за соблюдением порядка захоронений на кладбищах городского округа город Уфа Республики Башкортостан на плановых секторах, в семейных оградах, и в дальнейшем не наделять указанными функциями хозяйствующих субъектов; внести соответствующие изменения в Устав предприятия, утвержденный постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2010 г. N 3576.
Проверяя законность данных ненормативных актов, признавая их незаконными и нарушающими права Администрации, суды правильно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов.
С учётом вышеуказанных норм суды сделали правильный вывод о том, что организация похоронного дела и содержание мест захоронения возлагается на органы местного самоуправления, а погребение умершего и оказание услуг по погребению (ритуальные услуги) - на хозяйствующие субъекты, в том числе специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Статья 15 Закона о защите конкуренции предусматривает, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия); запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено законом.
На территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в целях организации деятельности по оказанию ритуальных услуг решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.05.2007 N 24/10 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Для решения вопросов местного значения в сфере оказания комплекса ритуальных услуг действующее ранее на рынке ритуальных услуг Муниципальное унитарное предприятие Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании Постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2010 N 3576 реорганизовано путем преобразования в Муниципальное учреждение Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Постановлением главы Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2010 N 3576 (т.4 л.д.33) утвержден Устав предприятия, которое является правопреемником Муниципального унитарного предприятия Комбинат специализированного обслуживания.
Проверив условия данного Устава от 29.06.2010, суды установили, что он не содержит условий о наделении Администрацией предприятия правами по выделению земельных участков под захоронение, осуществлению контроля за соблюдением порядка захоронения на кладбищах.
Согласно Уставу от 29.06.2010, предприятие является некоммерческой организацией; финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основе утвержденной бюджетной сметы; учреждение обеспечивает исполнения обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной сметой; доведение лимитов бюджетных обязательств осуществляет Территориальное финансовое управления Министерства финансов Республики Башкортостан; учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с заданиями учредителя. Основная цель деятельности предприятия оказание (а не организация) ритуальных услуг и содержание мест погребения.
Для осуществления поставленной цели КСО осуществляет следующие виды деятельности: выполнение функций специализированной службы по вопросам похоронного дела; исполнение государственных гарантий; доставка (транспортировка) в морг трупов граждан; содержание и благоустройство кладбищ города.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что антимонопольным органом не доказано, что Администрацией переданы полномочия коммерческой организации, которые являются полномочиями органа местного самоуправления, как не доказано совершение действий предприятием за рамками видов деятельности, предусмотренных Уставом от 29.06.2010.
Судами проверено утверждение антимонопольного органа, о том, что предприятие извлекает прибыль из своей деятельности. При этом суды установили, что лимит бюджетных обязательств на основные цели деятельности (содержание кладбищ, оказание гарантированного перечня услуг по погребению, доставка трупов граждан в морг) установлен в размере 28.794.000 руб., согласно справке предприятия от 23.11.2011 г. в период с 01.01.2011 г. по 31.10.2011 г. учреждением оказано услуг на общую сумму 31.211.306,80 руб., получено финансирование - 22.048.928,62 руб., убыток составил - 4.005.058,18 руб.
Следовательно, утверждение ФАС России опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Ссылка ФАС России на то, что предприятие является правопреемником МУП КСО, у которого были полномочия, осуществлять которые могла только Администрация, в частности выделение земельных участков под захоронение, контроль за соблюдением порядка захоронения, не свидетельствует о нарушении Администрацией статьи 15 Закона о защите конкуренции применительно к предприятию. Из Гражданского кодекса РФ следует, что правопреемство это переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. При этом цели и виды деятельности, а также организационно-правовая форма не переходят от одного юридического лица к другому. Соответственно, виды и цели предприятия не соответствуют целям и видам деятельности МУП КСО, что следует из их Уставов.
Также правильно суды указали на то, что сама по себе передача земельных участков в бессрочное пользование предприятия соответствует статье 215 Гражданского кодекса РФ, статье 20 Земельного кодекса РФ. При этом антимонопольным органом не устанавливалось, что выделение земельных участков под захоронение производится фактически предприятием, а не администраций.
При изложенных обстоятельствах, учитывая конкретные обстоятельства, установленные судами при рассмотрении настоящего дела, суды правильно признали ненормативные акты ФАС России незаконными.
Обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в связи с чем не могут быть основанием к отмене судебных актов.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных решения и постановления, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 декабря 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 июня 2012 года по делу N А40-54123/11-145-445 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.