г. Москва |
|
16 августа 2012 г. |
Дело N А40-134123/11-29-1220 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Кузнецова А. М., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ЗАО "ЦНИИКА" - Рыженкова Н.Г. - дов. от 23.08.2011 г. N б/н
от ответчика Правительство Москвы - Ефимьева Л.К. - дов. от 23.01.2012 г. N 4-47-46/2от Департамента земельных ресурсов города Москвы - Преображенская М.А. - дов. от 10.01.2012 г. N 33-и-10/12, Ефимьева Л.К. - дов. от 27.04.2012 г. N 33-и-1123/12
рассмотрев 09 августа 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 07 февраля 2012 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лежневой О.Ю.
на постановление от 02 мая 2012 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Захаровым С.Л., Свиридовым В.А., Москвиной Л.А.,
по заявлению ЗАО "Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации" (ОГРН: 1027700010183)
к Правительству Москвы, Департаменту земельных ресурсов города Москвы
об обязании совершить действия
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) снять запрет на строительство, установленный Распоряжением от 16.07.2010 г. N 1296-07 ДЗР, без внесения дополнительной оплаты в срок 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, а также о признании незаконным бездействия Правительства Москвы по снятию запрета на строительство на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0007002:81, находящегося по адресу: г. Москва, ул.Можайский Вал, вл.8, стр. 1-4, общей площадью 8 749 кв.м.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.02.2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 года, заявленные обществом требования в части обязания Департамента снять запрет на строительство, установленный Распоряжением от 16.07.2010 г. N 1296-07 ДЗР удовлетворены. В остальной части заявленных требований обществу отказано.
Посчитав принятые судебные акты незаконными, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители Департамента и Правительства Москвы поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Полагают вынесенные судебные акты незаконными и не основанными на нормах действующего законодательства.
Представитель общества против доводов жалобы возражал, указав на правомерность вынесенных судебных актов. В материалы дела представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражается несогласие с изложенной подателем жалобы позицией.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Распоряжения Департамента от 16.07.2010 г. N 1296-07ДЗР между Департаментом и обществом 02.08.2010 г. был заключен договор купли-продажи земельного участка N М-07-С00595, по условиям которого Департамент, как продавец участка, обязуется передать в собственность, а общество принять и оплатить стоимость земельного участка, отнесенного к категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 77:07:0007002:81 и расположенного по адресу: г. Москва, ул. Можайский Вал, вл.8, стр. 1-4, для использования в целях эксплуатации административных зданий в соответствии установленным разрешенным использованием земельного участка в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, общей площадью 8 749 кв.м.
На основании заключенного сторонами договора обществу было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 18.10.2010 г. N 464830.
Пунктами 3 и 4.1 Распоряжения установлен запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке.
Пунктом 1.2 Договора стороны определили вид разрешенного и соответствующий ему вид функционального использования земельного участка, применяемый для целей расчета кадастровой стоимости земельного участка, установив, что он предназначен для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В пункте 1.3. Договора стороны установили вид разрешенного использования участка: эксплуатация административных зданий.
19 и 23 сентября 2011 г. общество обратилось в адрес Правительства Москвы и Департамент с заявлениями о снятии запрета на строительство на принадлежащем ему на праве собственности вышеуказанном земельном участке.
Письмом от 20.10.2011 г. N 33-1-14757/11/0/-1 общество было уведомлено о том, что в соответствии с положениями пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и пункта 3 статьи 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника земельного участка после внесения этим собственником платы за снятие запрета в размере 80% кадастровой стоимости земельного участка.
Посчитав данные отказы необоснованными, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества в части, суды исходили из следующего.
Пунктом 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" установлено, что снятие запрета на строительство и реконструкцию осуществляется Правительством Москвы, (уполномоченным им органом), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка.
Суды установили, что заявление общества о снятии запрета на строительство и реконструкцию было рассмотрено Департаментом, как уполномоченным органом в области земельных отношений, в соответствии с действующим в городе Москве законодательством.
Таким образом, выводы судов в указанной части являются правомерными.
В то же время суды обоснованно признали незаконным требование Департамента о том, что запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию после внесения собственником земельного участка платы за снятие запрета в размере 80% от кадастровой стоимости земельного участка исходя из следующего.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника земельного участка в течение месяца после внесения им платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, как правильно отмечено судами, действующее федеральное законодательство устанавливает запрет на взимание платы за совершение вышеуказанных действий в размере более 80 % кадастровой стоимости земельного участка, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, а следовательно, оно находится в пределах от 0% до 80%.
Из пункта 4 статьи 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" следует, что если строительство объектов капитального строительства не приводит к изменению вида разрешенного использования земельного участка, установленного в решении о передаче земельного участка в частную собственность, договоре купли-продажи земельного участка, то снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется по заявлению собственника земельного участка без оплаты.
В соответствии с положениями пункта 2 Распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность от 16.07.2010 года N 1296-07ДЗР, а также из Свидетельства о государственной регистрации права собственности от 18.10.2010 г. серия 77 АМ N 464830 следует, что разрешенный вид используемого обществом земельного участка - "для размещения административных и офисных зданий".
Обращаясь в Департамент с заявлением о снятии запрета на строительство, реконструкцию разрешенный вид использования земельного участка обществом не менялся, а соответственно и установление Департаментом платы за такое обращение в силу пункта 4 статьи 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 не может являться законным и обоснованным.
При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого судом решения.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 7 февраля 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2012 года по делу N А40-134123/11-29-1220 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
А.М.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.