г. Москва |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А40-111059/11-122-810 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Агапова М. Р., Борзыкина М. В.,
при участии в заседании:
от заявителя ЗАО КФК "ТАМП" - Назаров С.В. - дов. от 20.01.2012 г. N 9/12
от ответчика Департамент земельных ресурсов г. Москвы - Клоков Е.В. - дов. от 10.01.2012 г. N 33-И-99/12
от третьего лица Правительство Москвы - Клоков Е.В. - дов. от 08.06.2012 г. N 4-47-511/2
рассмотрев 04 сентября 2012 г. в судебном заседании кассационные жалобы Департамента земельных ресурсов города Москвы и Правительства Москвы
на решение от 21 февраля 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ананьиной Е.А.
на постановление от 24 мая 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Пронниковой Е.В.,
по заявлению ЗАО КФК "ТАМП" (ОГРН: 1027700295226)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным бездействия
третье лицо: Правительство Москвы
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "КФК "ТАМП" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент), обусловленного непредставлением договора аренды земельного участка общей площадью 10689 кв.м. с кадастровым номером 7760460005001:345, обязании Департамента предоставить земельный участок в аренду для целей проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации оптово-торгового комплекса.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.02.2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент и третье лицо, участвующее в деле - Правительство Москвы обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационными жалобами в которых просят их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители Департамента и Правительства Москвы в судебном заседании поддержали доводы поданных кассационных жалоб. Полагают вынесенные судебные акты незаконными и принятыми с нарушением норм действующего законодательства.
Представитель общества против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в оспариваемых судебных актах. Указывает на законность вынесенных по делу решения и постановления, а сделанные выводы на правильном применении норм права.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения префекта ЮВАО города Москвы от 08.07.2003 г. N 1640 обществу был выделен земельный участок площадью 12 000 кв.м. в порядке имущественного найма (аренды) сроком на четыре года в целях проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации оптово-розничного торгового комплекса.
28 июля 2003 г. между обществом и Департаментом был заключен краткосрочный договор аренды земельного участка N М-04-506279 с кадастровым номером 77:04:05001:345 с адресным ориентиром: г.Москва, МКАД, 9 км.
В ходе осуществления подготовительных работ по реализации градостроительного проекта при оформлении разрешительной документации обществом было установлено, что вышеуказанный земельный участок частично входит в состав земель лесного парка "Кузминки" (леспромхоз "Исторический"), в связи с чем Правительством Москвы 06.06.2007 г. было издано постановление N 455-ПП "О корректировке границ объекта природного комплекса N 79 Юго-Восточного административного округа города Москвы", в соответствии с которым земельный участок площадью 1,23 га был исключен из состава земель лесного фонда.
После получения всех необходимых документов на строительство объекта, общество обратилось с заявлением в Управление регулирования землепользования в Юго-Восточном административном округе города Москвы с целью переоформления земельно-правовых отношений, на что письмом от 23.06.2010 г. N 33-2Т4-868/-(0)-1 ему было сообщено о направлении пакета разрешительной документации Департаменту для решения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
По результатам рассмотрения направленных документов, 02.08.2010 г. обществу было сообщено, что договор аренды земельного участка продолжает свое действие с учетом положений статьи 621 Гражданского кодекса РФ, однако в связи с истечением сроков строительства, предусмотренных договором обществу необходимо обратиться в Контрольный комитет города Москвы в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 27.03.2007 N 196-ПП "О порядке рассмотрения обращений о внесении изменений в договоры аренды земельных участков и инвестиционные контракты (договоры), предусматривающие строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, или об их расторжении".
11 апреля 2011 г. общество обратилось в Контрольный комитет города Москвы с просьбой продлить сроки строительства торгового центра, на что им был получен ответ о принятии решения об отложении рассмотрения данного вопроса до завершения этапа разработки комплексной схемы МКАД.
11 августа 2011 г. Департамент в ответ на поступившее от общества обращение сообщил, что следует обратиться в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы с целью продления сроков строительства торгового объекта.
Посчитав бездействие Департамента по продлению срока договора аренды земельного участка незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Частью 2 статьи 32 Кодекса установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимают решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения установленных обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.
Возможность внесения Департаментом изменений в заключенные договоры предусмотрена Постановлением Правительства Москвы от 27.01.2009 г. N 46-ПП "Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной плате за землю", согласно которому Департамент наделен правом представлять в Правительство Москвы проекты правовых актов о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, о внесении изменений в действующие договоры (акты), если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, настоящим постановлением и действующими правовыми актами Правительства Москвы о порядке проведения аукционов и конкурсов на право заключения договора аренды земельного участка или концессионного соглашения для строительства (реконструкции) объекта капитального строительства.
Между тем, суды установили, что Департамент в нарушение положений действующего законодательства не принял необходимых мер по внесению соответствующих изменений в заключенный с обществом 28.07.2003 г. договор аренды.
Доказательств обратного Департамент в материалы дела не представил.
При данных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о бездействии Департамента по изменению условий договора аренды, заключенного с обществом.
Позиция подателей жалобы сводится к тому, что Департаментом принят исчерпывающий комплекс действий, направленных на оформление с обществом земельно-правовых отношений, но в силу своего публично-правового статуса Департамент не является органом, непосредственно предоставляющим земельный участок для целей проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации оптово-розничного торгового комплекса.
Данная позиция была предметом исследования судов и обоснованно отклонена, поскольку именно Департамент является органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками на территории города Москвы и в силу требований статьи 32 Земельного кодекса РФ, Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48, Постановления Правительства Москвы от 27.01.2009 г. N 46-ПП, а также на основании Регламента подготовки Департаментом земельных ресурсов города Москвы документов в режиме "одного окна", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП, действовавшего в рассматриваемый период, на Департамент возложена обязанность по предоставлению земельных участков лицам, обратившимся с таким заявлением, при условии приложения к заявлению необходимых документов, а также по внесению в заключенные договоры изменений.
Общество представило как Департаменту, так и в материалы дела документы, предусмотренные законодательством для предоставления земельного участка по строительство.
При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационных жалобах, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителями установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2012 года по делу N А40-111059/11-122-810 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.Р.Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.