г. Москва |
|
10 сентября 2012 г. |
Дело N А40-98/12-144-1 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Догашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Департамента транспорта Краснодарского края - Бурнос Е.Н., доверенность N 60-4334/12-07-04 от 09.08.2012 г.,
от заинтересованного лица: Министерства транспорта Российской Федерации - Тонких С.Р., доверенность N ПД-30/63-исх. от 27.02.2012 г.,
от третьего лица: государственного унитарного предприятия "Автоколонна 1210" - не явился, извещен,
рассмотрев 04 сентября 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента транспорта Краснодарского края (заявителя)
на решение от 23 марта 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Папелишвили Г.Н.,
на постановление от 02 июля 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пронниковой Е.В., Каменецким Д.В., Хвощенко А.Р.,
по делу N А40-98/12-144-1
по заявлению Департамента транспорта Краснодарского края (ОГРН.1022301219940)
к Министерству транспорта Российской Федерации (ОГРН.1047702023599)
о признании незаконными действий
третье лицо: Государственное унитарное автотранспортное предприятие "Автоколонна 1210"
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта Краснодарского края (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству транспорта Российской Федерации (далее - Министерство, Минтранс России) о признании незаконными действий по восстановлению в общем реестре автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации записи о внесении (регистрации) 26.03.2007 за N 15-02-308 сведений об открытии междугородного автобусного маршрута регулярного сообщения между субъектами Российской Федерации N 308 "Владикавказ-Анапа" и о ГУ АТП "Автоколонна 1210" как о перевозчике, осуществляющем по нему перевозки пассажиров, без согласования с Департаментом транспорта Краснодарского края открытия данного маршрута для указанного перевозчика и обязании исключить из общего реестра автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации сведения, зарегистрированные за N 15-02-308 о междугородном автобусном маршруте регулярного сообщения между субъектами Российской Федерации N 308 "Владикавказ - Анапа" и о ГУАТП "Автоколонна 1210" как о перевозчике, осуществляющем по нему перевозки пассажиров.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 марта 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2012 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражные суды исходили из того, что Минтрансом незаконных действий не совершено.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указывает, что по состоянию на 28.09.2010 маршрут в Общем реестре не значился, что подтверждается распечаткой. Восстановление в общем реестре автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации записи о внесении (регистрации) 26.03.2007 за N 15-02-308 сведений об открытии междугородного автобусного маршрута регулярного сообщения между субъектами Российской Федерации N 308 "Владикавказ-Анапа" и о ГУ АТП "Автоколонна 1210" как о перевозчике, осуществляющем по нему перевозки пассажиров, произведены в нарушении норм действующего законодательства без согласования с Департаментом транспорта Краснодарского края открытия данного маршрута для указанного перевозчика. По мнению Департамента, правопреемства между ГУАП "автоколонна 1440" и ГУАП "Автоколонна 1210" в административно-правовых отношениях по открытию маршрута и осуществлению перевозок по не нему не могло быть произведено, поскольку маршрут был закрыт, у ГУАП "Автоколонна 1210" отсутствовала соответствующая лицензия и в отношении указанного перевозчика Департамент маршрут не согласовывал.
Министерство отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал, просил судебные акты отменить и принять новый судебный акт.
Представитель Минтранса России в судебном заседании просил оставить решение и постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене как вынесенные при неправильном применении норм права, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Так, согласно пункту 5 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации N 178 от 14.08.2003 (далее - Приказ N 178), к перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам между субъектами Российской Федерации допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии.
Пунктом 6 Приказа N 178 установлено, что для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает: схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.); расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту; размер платы за проезд и провоз багажа; график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
Для решения вопроса об организации регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации необходимо представить документы, указанные в пункте 7 Приказа N 178. Представленные документы регистрируются, по ним проводится экспертиза, и при ее положительном завершении они направляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с территории которого начинается маршрут, для принятия решения о возможности его открытия.
Согласно пункту 9 Приказа N 178 после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.03.2007 г. за N 15-02-308 Минтрансом России в Общем реестре зарегистрировано открытие автобусного маршрута регулярного сообщения между субъектами Российской Федерации N 308 "Владикавказ - Анапа", паспорт и расписание движения (технологическая документация) которого были оформлены и согласованы в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на перевозчика ГУПАТП "Автоколонна 1440", имевшего соответствующую лицензию.
Ведение Общего реестра автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации необходимо для информирования заинтересованных лиц об открытых в установленном порядке маршрутах, т.е. имеющих согласование уполномоченных органов, и об осуществляющих перевозку юридических лицах.
На основании Постановления Правительства РСО-Алания от 19.12.2008 N 293 проведена реорганизация ГУ АТП "Автоколонна 1210" путем присоединения к нему ГУП пассажирское автотранспортное предприятие "Автоколонна-1440".
В связи с выявленными нарушениями в процессе обслуживания автобусного маршрута регулярного сообщения между субъектами Российской Федерации N 308 "Владикавказ - Анапа", о чем был информирован субъект по месту нахождения перевозчика, по инициативе Департамента транспорта Краснодарского края Минтрансом России (письмо от 16.12.2009 N 60-5623/09-04-04) указанный маршрут закрыт и исключен Минтрансом России из Общего реестра.
После рассмотрения обращений ГУАТП "Автоколонна 1210" с просьбой об открытии маршрута "Владикавказ - Анапа" Департаментом транспорта по Краснодарскому краю в согласовании технологической документации маршрута отказано в связи с ненадлежащим оформлением представленной документацией и нецелесообразностью открытия маршрута.
Между тем, Департаментом транспорта по Краснодарскому краю установлено, что на официальном сайте в сети Интернет Российского автотранспортного союза (РАС) www.nporrtu.ru размещен Общий реестр маршрутов и перевозчиков по состоянию на 10.10.2011 г., в котором имеются сведения о регистрационной записи от 26.03.2007 N 15-02-308 об открытом маршруте N308 "Владикавказ - Анапа", где перевозчиком значиться ГУАТП "Автоколонна 1210".
Полагая, что Минтрансом России допущены незаконные действия по восстановлению маршрута N 308 "Владикавказ-Анапа" для ГУ АТП "Автоколонна 1210", заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что согласования паспорта автобусного маршрута N 308 "Владикавказ-Анапа" заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Краснодарского края) после его закрытия и для ГУ АТП "Автоколонна 1210" не было.
При этом, судами установлено на основании представленных в материалы дела документов, что запись в общем реестре автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации об открытии маршрута N 308 "Владикавказ-Анапа" (от 26.03.2007 за N 15-02-308) восстановилась после отзыва согласования и по причине проведенного правопреемства перевозчика.
Так, в связи с поступлением обращения Департамента транспорта Краснодарского края "Об отзыве согласования технологической документации", Минтрансом России подготовлено письмо от 12.01.2010 N 03-04/05-03, из которого следует, что 12 января 2010 года в общий реестр были внесены изменения.
Согласно распечатки из Общего реестр автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации по состоянию на 28.09.2010 г. (т.1 л.д. 120) данные о спорном маршруте отсутствовали.
Следовательно, во исполнение заявления Департамента транспорта Краснодарского края информация о маршруте была исключена из базы данных по реестру.
Однако, ввиду удовлетворения Министерством поступившего от ГУ АТП "Автоколонна 1210" заявления о проведении правопреемства перевозчика по маршруту N 308 "Владикавказ-Анапа" и внесения соответствующих пометок об этом, запись об открытии маршрута была восстановлена и отразилась на сайте Российского автотранспортного союза.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что в связи с тем, что маршрут был закрыт, согласование маршрута N 308 "Владикавказ-Анапа" на перевозчика ГУП "Автолоконна 210" было отозвано, запись о маршруте не подлежала восстановлению в реестре и должна быть исключена из общего реестра.
Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации либо иными нормативными правовыми актами исключение из общего реестра записей о маршрутах не запрещено и соответствует цели ведения Минтрансом России реестра.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу о несоответствии действий Министерства требованиям действующего законодательства и необходимости восстановления прав заявителя.
На основании изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а требования Департамента удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п.2 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 марта 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2012 года по делу N А40-98/12-144-1 - отменить.
Признать незаконным действия Министерства транспорта Российской Федерации, выраженного в восстановлении в общем реестре автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации записи о внесении (регистрации) 26.03.2007 за N 15-02-308 сведений об открытии междугородного автобусного маршрута регулярного сообщения между субъектами Российской Федерации N 308 "Владикавказ - Анапа" и о государственном унитарном предприятии "Автоколонна 1210" как о перевозчике, осуществляющем по нему перевозки пассажиров, без согласования с департаментом транспорта Краснодарского края открытия данного маршрута для указанного перевозчика.
Обязать Министерство транспорта Российской Федерации исключить из общего реестра автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации сведения, зарегистрированные за N 15-02-308 о междугородном автобусном маршруте регулярного сообщения между субъектами Российской Федерации N 308 "Владикавказ- Анапа" и о государственном унитарном предприятии "Автоколонна 1210" как о перевозчике, осуществляющем по нему перевозки пассажиров.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.