Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2012 г. N Ф05-8461/12 по делу N А40-132290/2011

 

г. Москва

 

11 сентября 2012 г.

Дело N А40-132290/11-2-910

 

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012 года.

 

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В.,

судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.

при участии:

от заявителя Кузнецовой С.Е., дов. от 25.06.2012, Березиной О.В., дов. от 25.06.2012, Хатунцева О.А., дов. от 09.02.2012

от заинтересованного лица Гаджиева М.Г., дов. от 26.01.2012, Маркиной М.А., дов. от 27.01.2012

рассмотрев 04 сентября 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петровектор" - заявителя

на решение от 15 февраля 2012 года

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Махлаевой Т.И.,

на постановление от 02 мая 2012 года

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Румянцевым П.В., Лепихиным Д.Е., Кольцовой Н.Н.,

по делу N А40-132290/11-2-910

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Петровектор" (ОГРН 1077757757950) о признании незаконными решений Центральной энергетической таможни,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Петровектор" (далее - ООО "Петровектор", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ, таможенный орган, таможня) от 08.08.2011 N 01-18/6957 об отказе в выдаче разрешения на замену продуктов переработки иностранными товарами и от 12.08.2011 N 01-18/7089 об отмене разрешения на замену продуктов переработки иностранными товарами.

Решением названного арбитражного суда от 15.02.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012, в удовлетворении заявленных по делу требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как несоответствующие требованиям законодательства.

В отзыве на жалобу таможня возражала против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.

В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней и дополнительно приведенным доводам. Представитель таможни просил жалобу отклонить по мотивам, изложенным в представленном отзыве.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами двух инстанций, 31.12.2010 ЦЭТ выдала ООО "Петровектор" разрешение N 10006000/311210/21/08 на переработку товаров вне таможенной территории (далее - разрешение). Согласно разрешению вывоз нефти на переработку производится в соответствии с договором о переработке российских товаров вне таможенной территории Российской Федерации от 30.11.2010 N РВРС/11, заключенным между "Petrocraft S.A." (BVI) и ООО "Петровектор" (Россия), и договором на оказание услуг по переработке давальческого сырья от 30.11.2010 N 8-П, заключенным между "Petrocraft S.A." (BVI) и ЧАО "ЛИНИК". Пунктом 7 разрешения предусмотрено, что лицом, непосредственно осуществляющим операции по переработке товаров, является ЧАО "ЛИНИК". Продуктами переработки являются бензин автомобильный А-92 и мазут топочный.

22.06.2011 на основании обращения общества от 16.06.2011 N 310 таможня разрешила замену мазута топочного 100 производства ЧАО "ЛИНИК" на мазут топочный HSFO 380 производства компании LONYER FUELOIL (INT'L) LIMITED (Китай) и на мазут топочный HSFO 380 производства компании SK ENERGY CO. LTD (Корея). Данное решение таможни формализовано в виде записи на листе 8 разрешения.

Письмами от 01.08.2011 N 438 и N 439 ООО "Петровектор" обратилось в ЦЭТ с просьбой о получении разрешения на замещение бензина А-92 производства ЧАО "ЛИНИК" (Украина) на бензин автомобильный АИ-92 "Gasoline RON 92" производства Hyundai Oilbank Co. LTD, Корея и бензин стандартный автомобильный неэтилированный марки 92 "Regular"/Conventional unleaded motor petrol "Regular" grade 92, производства Public Company ORLEN Lietuva, Литва (соответственно), приложив экспертные заключения ОАО "ВНИПИнефть" от 13.07.2011 N М20-2619/3776 и от 17.06.2011 N М20-2619/3759 о соответствии продуктов переработки нефти, произведенных на ЧАО "ЛИНИК", вышеуказанным иностранным товарам, декларации о соответствии NN Д-К1Я.НХ36.В.00056, Д-ЬТ. НХ36.В.00049, протоколы испытаний от 20.06.2011 N НА-1825, от 11.07.2011 N НА-1825, от 10.06.2011 N 4064.

Решением ЦЭТ от 08.08.2011 N 01-18/6957 в замене бензина автомобильного АИ-92 производства ЧАО "ЛИНИК" вышеуказанными иностранным товарами было отказано со ссылкой на позицию ФТС России, изложенную в письме от 03.08.2011 N 01-44/36806, согласно которой в условиях отсутствия порядка замены продуктов переработки иностранными товарами и до внесения изменений в часть 3 статьи 261 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), наделяющих Правительство Российской Федерации правом устанавливать условия замены продуктов переработки иностранными товарами, а также разработки соответствующего порядка замены продуктов переработки иностранными товарами при переработке товаров вне таможенной территории, замена продуктов переработки товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, возможна только эквивалентными иностранными товарами, произведенными непосредственно на заводе-переработчике.

Впоследствии ЦЭТ вынесла решение от 12.08.2011 N 01-18/7089 об отмене решения таможни от 22.06.2011 о возможности замены мазута топочного 100 производства ЧАО "ЛИНИК" (Украина) на мазут топочный HSFO 380 производства компании LONYER FUELOIL (INT'L) LIMITED (Китай) и мазут топочный HSFO 380 производства компании SK ENERGY CO. LTD (Корея). В обоснование данного решения таможня сослалась на то, то в соответствии с положениями части 3 статьи 261 Закона о таможенном регулировании порядок замены продуктов переработки устанавливается Правительством Российской Федерации. В условиях отсутствия порядка и до внесения соответствующих изменений в названную норму Закона, наделяющих Правительство Российской Федерации правом устанавливать условия замены продуктов переработки иностранными товарами, а также разработки соответствующего порядка замены продуктов переработки иностранными товарами при переработке товаров вне таможенной территории, ФТС России (письмо от 03.08.2011 N 01-44/36806) полагает возможным осуществлять замену продуктов переработки, перемещаемых трубопроводным транспортом, только эквивалентными иностранными товарами, произведенными непосредственно на заводе-переработчике.

ООО "Петровектор" оспорило в судебном порядке вышеуказанные решения ЦЭТ от 08.08.2011 N 01-18/6957 и от 12.08.2011 N 01-18/7089.

Отказывая в удовлетворении заявленного по делу требования, суды двух инстанций исходили из того, что на момент выдачи разрешения и обращения общества в ЦЭТ с просьбой о разрешении замены продуктов переработки нефти иностранными товарами порядок такой замены не был установлен и определен позже постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1239 "Об утверждении Правил замены продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами при переработке товаров вне единой таможенной территории Таможенного союза, если операциями по переработке является возмездный (платный) ремонт, а также при перемещении товаров Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС трубопроводным транспортом" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1239).

Суды приняли во внимание позицию ФТС России, выраженную в письме от 03.08.2011 N 01-44/36806, согласно которой в условиях отсутствия порядка замены продуктов переработки иностранными товарами замену продуктов переработки товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом, следует осуществлять только эквивалентными иностранными товарами, произведенными непосредственно на заводе-переработчике.

Суды обсудили довод общества о неприменении к спорным правоотношениям части 2 статьи 322 Закона о таможенном регулировании и приказа ФТС России N 267 "Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории" и отклонили, указав, что указанные выше нормоположения сами по себе не регламентируют вопросы выдачи разрешений на замену продуктов переработки, которые относятся к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.

Также суды отклонили ссылку общества на несоответствие решения ЦЭТ от 12.08.2011 N 01-18/7089 требованиям статьи 24 Закона о таможенном регулировании как принятого с нарушением полномочий, указав, что названная норма Закона не регулирует вопросы отмены таможенным органом своего решения.

Суд кассационной инстанции считает ошибочными указанные выводы судов двух инстанций.

Статьей 259 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрена возможность с разрешения таможенного органа замены продуктов переработки иностранными товарами, которые по своим описанию, качеству и техническим характеристикам совпадают с продуктами переработки, в случае, если операциями по переработке является ремонт, а также при перемещении товаров трубопроводным транспортом.

Аналогичная возможность предусмотрена частью 1 статьи 261 Закона о таможенном регулировании.

Таким образом, на момент получения разрешения на переработку товаров вне таможенной территории и вынесения оспариваемых по делу решений ЦЭТ таможенным законодательством была закреплена возможность замены продуктов переработки иностранными товарами и установлены условия такой замены.

В соответствии с частью 1 статьи 261 Закона о таможенном регулировании порядок замены продуктов переработки эквивалентными товарами в иных, чем это предусмотрено частью 2 названной статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

На момент обращения общества с заявлениями о разрешении замены продуктов переработки иностранными товарами от 16.06.2011 N 310, от 01.08.2011 NN 438, 439 и принятия таможней решений от 08.08.2011 N 01-18/6957 и от 12.08.2011 N 01-18/7089 Правительством Российской Федерации соответствующий порядок не был определен.

Такой порядок был утвержден значительно позже постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1239.

Между тем отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права и получения разрешения на замену продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами..

Поэтому изложенные в оспариваемых решениях ЦЭТ от 08.08.2011 N 01-18/6957 и от 12.08.2011 N 01-18/7089 основания их вынесения - отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации порядка замены продуктов переработки - неправомерно расценены судами двух инстанций как законные основания для отказа в выдаче разрешения на замену продуктов переработки иностранными товарами и отмены решения таможни о выдаче такого разрешения.

Других оснований отказа (в том числе о несоответствии иностранных товаров по описанию, качеству и техническим характеристикам с продуктами переработки) оспариваемые по делу решения ЦЭТ не содержат.

Письмо ФТС России от 03.08.2011 N 01-44/36806, на которое сослались суды двух инстанций, не является нормативным актом, подлежащим обязательному применению.

Вывод судов двух инстанций о том, что решение ЦЭТ от 12.08.2011 N 01-18/7089 вынесено полномочным должностным лицом, не соответствует требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.

Решение от 22.06.2011 о разрешении замены продуктов переработки иностранными товарами принято и.о. начальника ЦЭТ. Указанное решение отменено решением от 12.08.2011, вынесенным начальником этой же таможни, т.е. тем же должностным лицом ЦЭТ.

Отмена решения должностным лицом таможенного органа, его принявшим, противоречит требованиям статьи 24 Закона о таможенном регулировании, согласно которой право отменить принятое решение в области таможенного дела предоставлено вышестоящему таможенному органу или вышестоящему должностному лицу таможенного органа.

Утверждение судов двух инстанций о неприменимости к спорным правоотношениям положений статьи 24 названного Закона является неверным.

При изложенных обстоятельствах принятые по делу судебные акты являются незаконными и необоснованными и подлежат отмене с вынесением нового решения по делу об удовлетворении заявленного обществом требования.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 мая 2012 года по делу N А40-132290/11-2-910 отменить.

Признать недействительными решение Центральной энергетической таможни от 08 августа 2011 года N 01-18/6957 об отказе в выдаче разрешения на замену продуктов переработки иностранными товарами и решение Центральной энергетической таможни от 12 августа 2011 года N 01-18/7089 об отмене разрешения на замену продуктов переработки иностранными товарами.

 

Председательствующий судья

И.В. Туболец

 

Судьи

В.А. Долгашева
А.М. Кузнецов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суды обсудили довод общества о неприменении к спорным правоотношениям части 2 статьи 322 Закона о таможенном регулировании и приказа ФТС России N 267 "Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории" и отклонили, указав, что указанные выше нормоположения сами по себе не регламентируют вопросы выдачи разрешений на замену продуктов переработки, которые относятся к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации.

Также суды отклонили ссылку общества на несоответствие решения ЦЭТ от 12.08.2011 N 01-18/7089 требованиям статьи 24 Закона о таможенном регулировании как принятого с нарушением полномочий, указав, что названная норма Закона не регулирует вопросы отмены таможенным органом своего решения.

...

Статьей 259 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрена возможность с разрешения таможенного органа замены продуктов переработки иностранными товарами, которые по своим описанию, качеству и техническим характеристикам совпадают с продуктами переработки, в случае, если операциями по переработке является ремонт, а также при перемещении товаров трубопроводным транспортом.

Аналогичная возможность предусмотрена частью 1 статьи 261 Закона о таможенном регулировании.

...

В соответствии с частью 1 статьи 261 Закона о таможенном регулировании порядок замены продуктов переработки эквивалентными товарами в иных, чем это предусмотрено частью 2 названной статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

На момент обращения общества с заявлениями о разрешении замены продуктов переработки иностранными товарами от 16.06.2011 N 310, от 01.08.2011 NN 438, 439 и принятия таможней решений от 08.08.2011 N 01-18/6957 и от 12.08.2011 N 01-18/7089 Правительством Российской Федерации соответствующий порядок не был определен.

Такой порядок был утвержден значительно позже постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1239."