г. Москва |
КГ-А40/14373-10 |
11 января 2011 г. |
Дело N А40-109949/09-55-824 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего - судьи Завирюха Л.В.
судей: Плюшкова Д.И., Мойсеевой Л.А.
при участии в заседании
от истца: извещен, не явился;
от ответчика: Смирнова Я.М., дов. от 15.09.2010 N 01-06-08/215;
от третьих лиц: извещены, не явились,
рассмотрев 27 декабря 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу истца - МП "Красноярское ПАТП N 2"
на решение от 15.03.2010 г.
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ахмадовой Т.Б.,
на постановление от 02.08.2010 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями: Баниным И.Н., Семикиной О.Н., Яремчук Л.А.
по иску МП "Красноярское ПАТП N 2"
о взыскании убытков
к Российской Федерации в лице Минфина России,
третьи лица: Красноярский край в лице Минфина Красноярского края, ГП "Красноярскавтотранс", Министерство транспорта и связи Красноярского края
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее по тексту - МП "Красноярское ПАТП N 2" или истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России или ответчик) за счет казны Российской Федерации 6 320 109 руб. убытков, причиненных истцу вследствие предоставления в 2007 году льгот при перевозке отдельных категорий граждан общественным транспортом (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Красноярского края (далее - Минфин Красноярского края) и Министерство транспорта и связи Красноярского края (далее - Министерство транспорта).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
При этом суд исходил из подтвержденности материалами дела факта возмещения истцу расходов по предоставлению льгот при перевозке общественным транспортом отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассмотрев заявленные по настоящему делу требования и доводы апелляционной жалобы истца, согласился с выводами суда первой инстанции, оставив своим постановлением от 02 августа 2010 года принятое по делу решение без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, МП "Красноярское ПАТП N 2" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Заявитель жалобы оспаривает выводы суда первой и апелляционной инстанций о завышении истцом количества поездок, осуществляемых одним льготником, указывая на то, что при отсутствии фиксации точного количества поездок МП "Красноярское ПАТП N 2" правомерно определило количество поездок статистическими методами.
Минфин России в отзыве на кассационную жалобу указывает на то, что обжалуемые решение и постановление являются законными и обоснованными, в связи с чем просит суд кассационной инстанции оставить названные акты без изменения, а кассационную жалобу МП "Красноярское ПАТП N 2" - без удовлетворения.
Минфин Красноярского края и Министерство транспорта отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными по доводам, приведенным в отзыве.
МП "Красноярское ПАТП N 2", Минфин Красноярского края и Министерство транспорта надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили, при том, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба МП "Красноярское ПАТП N 2" - без удовлетворения в связи с нижеследующим.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно подпункту 1 пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, государством возложена на субъекты Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан. При этом во исполнение названного Постановления Российская Федерация выделила субъектам субвенции на указанные выше цели.
На территории Красноярского края в 2007 году порядок возмещения транспортным организациям убытков, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях, установлен постановлением Совета администрации Красноярского края от 28.02.2005 N 66-п "О едином социальном проездном билете" (далее - Постановление N 66-п), постановлением Администрации города Красноярска от 17.03.2006 N 150 "Об установлении количества поездок" (далее - Постановление N 150), приказом Департамента промышленной политики Администрации Красноярского края от 21.11.2007 N 204 п "Об утверждении количества поездок по единому социальному проездному билету" (далее - Приказ N 204 п).
Постановлением N 66-п отдельным категориям граждан предоставлено право на приобретение единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) стоимостью 70 рублей.
Данным Постановлением утверждены Положение о порядке реализации отдельным категориям граждан ЕСПБ и порядке проезда граждан на всех видах городского пассажирского и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения на территории Красноярского края, Положение о возмещении транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края (далее - Положение).
Пунктом 5 Постановления N 66-п Агентству промышленности, энергетики, транспорта связи и дорожного хозяйства Администрации Красноярского края (далее - Агентство промышленности) поручено заключить договоры с транспортными организациями независимо от формы собственности на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края.
В соответствии с пунктом 4 Положения размер и структура ежемесячного возмещения перевозчикам расходов на транспортное обслуживание льготников определяется в соответствии с Методикой расчета, утвержденной Постановлением N 66-п.
Согласно пунктам 4 - 6 Приложения N 2 к Постановлению N 66-п Агентство промышленности представляет в Департамент финансов Администрации Красноярского края ежемесячно, не позднее 17-го числа месяца, следующего за отчетным, сводные расчеты сумм, необходимых для возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением транспортных услуг гражданам, по форме согласно Приложению N 4 к Постановлению N 66-п. Департамент финансов Администрации Красноярского края на основании сводных расчетов определяет объем денежных средств для расчетов с транспортными организациями и организует их зачисление на лицевой счет Агентства промышленности, открытый в казначействе Администрации Красноярского края. Агентство промышленности обеспечивает перечисление денежных средств на расчетные счета транспортных организаций.
Указанная выше Методика расчетов определяет условия и особенности распределения средств, поступивших из федерального бюджета в краевой бюджет, средств краевого бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов между транспортными организациями, заключившими договоры на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края. При этом Методика включает в себя расчет затрат каждой транспортной организации, имеющей право на получение денежных средств из бюджетов.
Таким образом, в нормативно-правовом акте субъекта Российской Федерации (Красноярского края) определен порядок расчета расходов (затрат) транспортных организаций, имеющих право на получение денежных средств из бюджетов, в соответствии с которым производились выплаты транспортным организациям.
Судом установлено, что в целях реализации Закона N 122-ФЗ и Постановления N 66-п истец заключил с Агентством промышленности договоры от 01.01.2007 N 31-ЕСПБ и 09.01.2007 N 02/47-07, по которым МП "Красноярское ПАТП N 2" приняло на себя обязательства по перевозке пассажиров, имеющих ЕСПБ, с последующим возмещением расходов за счет средств федерального бюджета, средств краевого бюджета и средств от реализации ЕСПБ.
Как предусмотрено положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 названного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Таким образом, с учетом требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на истце лежало бремя доказывания факта возникновения в его имущественной сфере убытков в заявленном размере и наличия причинно-следственной связи между неправомерным бездействием ответчика и возникновением убытков.
Между тем, при расчете размера исковых требований МП "Красноярское ПАТП N 2" исходило из того, что в 2007 году количество поездок одного пассажира льготной категории по ЕСПБ составляет 60 поездок.
Однако судом установлено, что согласно Приказу N 204 п, изданному в соответствии с Постановлением N 66-п, количество поездок по ЕСПБ при реализации права льготного проезда составляет 26 поездок, в связи с чем довод кассационной жалобы об отсутствии нормативно-правового акта субъекта (Красноярского края), устанавливающего порядок расчета количества поездок льготной категории граждан, и об обоснованности применения статистического метода расчета расходов транспортных организаций подлежит отклонению как несостоятельный и противоречащий установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
Другие доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанций.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что материалами дела подтверждается факт возмещения истцу расходов на перевозку льготной категории граждан, рассчитанных в соответствии с вышеупомянутыми договорами и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации, кассационная инстанция полагает, что при принятии обжалуемых решения и постановления суд первой и апелляционной инстанций на основе достаточно полного, всестороннего и объективного исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи, а также установления обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по настоящему делу, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, в том числе требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о недоказанности факта возникновения в имущественной сфере истца убытков вследствие неправомерного бездействия ответчика.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, обжалуемые решение и постановление являются законными и обоснованными и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их изменения или отмены, в связи с чем кассационная жалоба МП "Красноярское ПАТП N 2" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа, постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 марта 2010 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2010 по делу N А40-109949/09-55-824 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Д.И. Плюшков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.