г. Москва |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А40-18356/11-139-148 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Долгашевой В.А.,
при участии:
от заявителя - Кононова В.С., дов. от 14.09.2011,
от заинтересованных лиц: от ФАС России - Лобова А.Ю., дов. от 24.10.2011 N ИА/39696, Башировой Д.М., дов. от 03.02.2011 N ИА/3340, от Минэкономразвития России - Кухарькова А.В., дов. от 22.09.2011 N 108-ЭН,
рассмотрев 06 декабря 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фабрикант.ру" - заявителя
на решение от 01.06.2011
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление от 18.08.2011
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-18356/11-139-148
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фабрикант.ру" (ОГРН 1057748006139) к Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе, Министерству юстиции Российской Федерации
о признании частично недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фабрикант.ру" (далее - ООО "Фабрикант.ру", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 5, 6 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) и Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 14.11.2009 N 466/763 "О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме" и технического задания на проведение отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме, утвержденного 20.11.2009 статс-секретарем - заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А.В. Поповой и статс-секретарем - заместителем Руководителя ФАС России А.Ю. Цариковским.
К участию в деле привлечено Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.08.2011 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. При этом сослалась на несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение норм материального права. В частности, сослалось на необоснованность вывода судов о ненарушении оспариваемыми актами прав и законных интересов ООО "Фабрикант.ру", указав, что фактическое нарушение его прав обусловлено участием общества в отборе электронных площадок, проведенном с грубым нарушением норм гражданского права. Утверждало об ошибочности вывода судебных инстанций относительно установления порядка, формы определения операторов электронных площадок нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) и положениями Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26.10.2009 N 428 (далее - Порядок отбора электронных площадок, Порядок). Также указало на необоснованность квалификации судами соглашений на функционирование электронных площадок и оценки, данной проведенному отбору. Кроме того, общество выразило несогласие с оценкой судами заявленных обществом требований как фактически направленных на оспаривание результатов отбора электронных площадок.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
До судебного разбирательства по кассационной жалобы от Минюста России поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство обсуждено и признано подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель ООО "Фабрикант.ру" поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представители Минэкономразвития России, ФАС России просили жалобу отклонить, считая принятые по делу судебные акты соответствующими законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованных решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Как установили суды, приказом Минэкономразвития России 26.10.2009 N 428 утвержден Порядок отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме.
Согласно пункту 3 названного Порядка техническое задание на проведение отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме (далее - техническое задание) утверждается Минэкономразвития России совместно с ФАС России.
В соответствии с пунктом 2 приказа Минэкономразвития России и ФАС России от 14.11.2009 N 466/763 "О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме" статс-секретарю - заместителю Министра экономического развития Российской Федерации Поповой А.В. и статс-секретарю - заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы Цариковскому А.Ю. поручено утвердить техническое задание на функционирование электронных площадок, включая условия функционирования и количество электронных площадок.
Пунктами 5 и 6 приказа N 466/763 финансовому департаменту Минэкономразвития России (С.Н. Бабарин) поручено обеспечить возможность внесения обеспечения предложений на участие в отборе в соответствии с техническим заданием, а финансовому управлению ФАС России (Е.А. Боднар) -обеспечить возможность внесения обеспечения исполнения соглашения в соответствии с техническим заданием.
20.11.2009 Минэкономразвития России и ФАС России утвердили техническое задание, которым определены правила (порядок) проведения и объявлен отбор электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме.
21.11.2009 указанное техническое задание размещено на официальном сайте Минэкономразвития России.
По результатам проведенного в соответствии с техническим заданием отбора были выбраны пять электронных площадок.
ООО "Фабрикант.ру", принимавшее участие в проведенном отборе и не вошедшее в число победителей, оспорило положения пунктов 2, 5, 6 приказа N 466/763, а также техническое задание в судебном порядке, считая их незаконными и нарушающими права и законные интересы общества.
Согласно части 31 статьи 65 Закона о размещении заказов отбор электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, в том числе определяются условия функционирования и количество электронных площадок.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, к компетенции Минэкономразвития России отнесены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
С учетом изложенного приказ от 26.10.2009 N 428, определяющий порядок проведения отбора электронных площадок, издан Минэкономразвития России во исполнение требований части 31 статьи 65 Закона о размещении заказов.
Установленный этим приказом Порядок предусматривает необходимость совместного утверждения названным министерством и ФАС России технического задания на функционирование электронных площадок с последующим размещением его на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет.
Оспариваемый по делу совместный приказ Минэкономразвития России и ФАС России от 14.11.2009 N 466/763 "О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме" издан на основании приведенных выше норм Закона о размещении заказов и Порядка.
Проанализировав положения приказа от 14.11.2009 N 466/763 в оспариваемой части в сопоставлении с нормативными правовыми актами, послужившими основанием для его вынесения, суды пришли к правомерному выводу о том, что спорные пункты приказа содержат лишь поручения должностным лицам выполнить ряд организационных мероприятий в рамках этапа работ по реализации переходных положений Закона о размещении заказов, Порядка, во исполнение соответствующих норм распорядительного характера. В связи с чем суды правильно признали, что оспариваемые пункты приказа напрямую не влияют на права и интересы общества.
При таких обстоятельствах выводы двух судебных инстанций в части, касающейся законности пунктов 2, 5, 6 совместного приказа Минэкономразвития России и ФАС России N 466/763 основаны на полном, всестороннем исследовании фактических обстоятельств дела и признаются судом кассационной инстанции правильными.
Доводов, свидетельствующих о неправомерности выводов судебных инстанций в данной части, кассационная жалоба ООО "Фабрикант.ру" фактически не содержит.
В свою очередь, доводы жалобы об ошибочности утверждения судов относительно установления последовательно нормами Закона о размещении заказов и приказа Минэкономразвития России от 26.10.2009 N 428 порядка отбора электронных площадок отклоняются судом кассационной инстанции как неосновательные. Названный приказ является действующим, в установленном законом порядке не признан незаконным. Подробность определения отдельных процедур, этапов отбора электронных площадок в рамках предмета спора по настоящему делу оценке не подлежит.
Рассматривая заявленные по делу требования в части законности технического задания на функционирование электронных площадок, утвержденного Минэкономразвития России и ФАС России, суды пришли к выводу о том, что техническое задание в силу приказа Минэкономразвития России от 26.10.2009 N 428 является одним из элементов процедуры отбора электронных площадок и основанием для проведения конкретного отбора, устанавливает требования к техническим и технологическим параметрам функционирования программно-аппаратного комплекса электронных площадок, предусматривая документы и сведения, необходимые для представления в составе предложений о проекте участников отбора.
Техническое задание представляет собой стадию реализации вышеупомянутых переходных положений Закона о размещении заказов, и рассмотрение технического задания как конкурсной документации в контексте общих норм названного Закона неправомерно.
Учитывая подобную специфику правового регулирования отбора электронных площадок, конкретных нормативных положений, которым противоречит оспариваемое техническое задание, обществом фактически не приведено.
Факт нарушения прав потенциальных участников отбора электронных площадок в рамках отношений, связанных с разработкой, утверждением технического задания - процессов, предшествовавших непосредственно проведению отбора, суды признали недоказанным.
С учетом изложенного, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для вывода о незаконности оспариваемого технического задания также признаются судом кассационной инстанции правильными.
Доводы кассационной жалобы относительно нарушения оспариваемыми пунктами приказа, техническим заданием прав и законных интересов общества несостоятельны.
В обоснование указанных доводов ООО "Фабрикант.ру" ссылается на свое участие в проведении отбора электронных площадок и на проведение отбора с нарушением гражданского законодательства. Между тем, непосредственно процесс осуществления отбора электронных площадок и его соответствие регулирующим отбор нормативным положениям не подлежат исследованию в рамках настоящего дела.
Квалификация соглашений на функционирование электронных площадок, заключаемых по итогам отбора, также выходит за пределы предмета спора. В связи с чем судом не принимаются соответствующие доводы жалобы общества.
Ссылка в жалобе на неправомерность утверждения судебных инстанций о фактической направленности требований ООО "Фабрикант.ру" по настоящему делу на оспаривание результатов проведенного отбора электронных площадок, в обоснование которой общество указало на оспаривание результатов отбора в рамках самостоятельного судебного разбирательства по делу N А40-33445/10-145-167, также отклоняется судом кассационной инстанции как не опровергающая соответствующих выводов судов.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 июня 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2011 года по делу N А40-18356/11-139-148 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Фабрикант.ру" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.