г. Москва |
|
15 10 2012 г. |
Дело N А41-43136/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 15.10.2012 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.
судей Нужнова С.Г., Стрельникова И.А.
при участии в заседании:
от истцов: Администрация Одинцовского м/р М.О. - Покатилова Л.Г. - дов. N 1 от 10.01.2012;
КУИ Администрации Одинцовского м/р МО - Покатилова Л.Г. - дов. N 01 от 10.01.2012
от ответчика: извещен, неявка
от третьего лица: извещен, неявка
рассмотрев 09.10.2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 10.02.2012 г.
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Г.А. Сергеевым,
на постановление от 21.05.2012 г.
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковским Н.В., Ивановой Л.Н., Ханашевичем С.К.,
по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к ТУ Росимущества в Московской области
третьи лица: Управление Росимущества в М.О., ООО "ГАИС"
о признании зарегистрированного права отсутствующим
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области) обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее- ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки: площадью 0,4967 га, с кадастровым номером 50:20:0041615:0190, площадью 0,4908 га, с кадастровым номером 50:20:0041615:0189, площадью 0,4852 га, с кадастровым номером 50:20:0041615:0191, вид разрешенного использования - "для жилищного строительства", категория земель "земли населенных пунктов", расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенский со, пос. Горки-10. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), общество с ограниченной ответственностью "ГАИС" (далее - ООО "ГАИС").
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.02.2012 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 г. исковые требования удовлетворены в полном объёме.
Суды первой и апелляционной инстанции исходили из отсутствия доказательств того, что спорные земельные участки отнесены к собственности Российской Федерации в силу критериев разграничения государственной собственности на землю, указанных ст. 3.1 ФЗ "О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации" и были переданы в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
На принятые судебные акты ТУ Росимущества в Московской области подана кассационная жалоба, в которой заявитель указывает на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела, в связи с чем просил отменить оспариваемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В частности, заявитель считает, что в рамках рассматриваемого спора истцами не доказан факт нарушения вещных прав истцов на спорный земельный участок. Кроме того, по мнению заявителя, исковые требования Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, КУИ Одинцовского муниципального района Московской области фактически направлены на восстановление права распоряжения спорным земельным участком на будущее время, что не отвечает смыслу судебной защиты уже нарушенного права.
Судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы ТУ Росимущества в Московской области, назначенное на 12.09.2012 г. 15 часов 00 минут, было отложено, на основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на 09.10.2012 г. 09 часов 30 минут.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истцов возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Мотивированного отзыва на кассационную жалобу не представлено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истцов, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального и материального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления Главы Одинцовского района Московской области от 15.01.2004 N 95 между КУИ Одинцовского района (арендодатель) и ООО "ГАИС" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 19.01.2004 N 1367, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 0,4967 га, с кадастровым номером 50:20:0041615:0190, вид разрешенного использования - "для жилищного строительства", категория земель - "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенский со., п. Горки-10 для жилищного строительства (т. 1 л.д. 11 - 20).
Договор от 19.01.2004 N 1367 зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате 17.02.2004 (т. 1 л.д. 12).
На основании постановления Главы Одинцовского района Московской области от 16.01.2004 N 125 между КУИ Одинцовского района (арендодатель) и ООО "ГАИС" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 19.01.2004 N 1368, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 0,4908 га, с кадастровым номером 50:20:0041615:0189, вид разрешенного использования - "для жилищного строительства", категория земель "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенский со., пос. Горки-10, для жилищного строительства (т. 1 л.д. 27 - 35).
Договор от 19.01.2004 N 1368 зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате 17.02.2004 (т. 1 л.д. 28).
На основании постановления Главы Одинцовского района Московской области от 16.01.2004 N 126 между КУИ Одинцовского района (Арендодатель) и ООО "ГАИС" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 19.01.2004 N 1369, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 0,4852 га, с кадастровым номером 50:20:0041615:0191, вид разрешенного использования - "для жилищного строительства", категория земель "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенский со, пос. Горки-10 для жилищного строительства (т. 1 л.д. 43 - 52).
Договор от 19.01.2004 N 1369 зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате 17.02.2004 (т. 1 л.д. 44).
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки: площадью 0,4967 га, с кадастровым номером 50:20:0041615:0190, площадью 0,4908 га, с кадастровым номером 50:20:0041615:0189, площадью 0,4852 га, с кадастровым номером 50:20:0041615:0191, вид разрешенного использования - "для жилищного строительства", категория земель "земли населенных пунктов", расположенные по адресу: Московская область, Одинцовский район, Успенский со, пос. Горки-10.
Полагая, что право собственности на земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией ошибочно в нарушение действующего законодательства, администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу, направленными на оспаривание зарегистрированного права ответчика.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Истцами по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
По существу такой способ защиты не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, и является негаторным, то есть направленным на защиту нарушенного права истца, не связанного с лишением владения.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
В статьях 3, 4 и 5 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
Положениями статей 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" принят 17.04.2006 и вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5).
При этом с 01.07.2006 законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земли относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона, а органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню собственности.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности.
Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в статье 3.1.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подобные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче земельных участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что ТУ Росимущества в Московской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, более того, не указывает, что земельный участок может быть отнесен к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, при выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорными земельными участками, на которых при предоставлении в аренду могли быть расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельные участки могли быть отнесены к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", судами установлено, что до распоряжения спорными земельными участками Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области путем предоставления их в аренду ООО "ГАИС" на спорных земельных участках отсутствовали какие - либо объекты недвижимости.
Доказательств расположения на данных земельных участках объектов, принадлежащих Российской Федерации, в материалы дела также не представлено.
Учитывая вышеизложенное, судами первой и апелляционной инстанции правомерно установлено, что спорные земельные участки не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности; они не были переданы в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю") и не могут быть отнесены к собственности Российской Федерации применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Судами также установлено, что спорные земельные участки не относятся исключительно к федеральной собственности, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный участок была произведена в отсутствие какого-либо акта Правительства Российской Федерации в отношении этого земельного участка.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки произведена в нарушение действующего законодательства и государственная собственность на них не разграничена, в связи с чем, истец лишен возможности предъявить иной иск, кроме как о признании права отсутствующим.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2012 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2012 по делу N А41-43136/11 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А. Зверева |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что ТУ Росимущества в Московской области в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, более того, не указывает, что земельный участок может быть отнесен к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, при выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорными земельными участками, на которых при предоставлении в аренду могли быть расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельные участки могли быть отнесены к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", судами установлено, что до распоряжения спорными земельными участками Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области путем предоставления их в аренду ООО "ГАИС" на спорных земельных участках отсутствовали какие - либо объекты недвижимости.
Доказательств расположения на данных земельных участках объектов, принадлежащих Российской Федерации, в материалы дела также не представлено.
Учитывая вышеизложенное, судами первой и апелляционной инстанции правомерно установлено, что спорные земельные участки не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности; они не были переданы в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю") и не могут быть отнесены к собственности Российской Федерации применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2012 г. N Ф05-9648/12 по делу N А41-43136/2011