г. Москва |
|
22 10 2012 г. |
Дело N А40-21735/12-121-229 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2012.
Полный текст постановления изготовлен 22.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ворониной Е. Ю., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя ИП Князьков Д.Д. - Васильев А.Н. - дов. от 06.09.2010 г. б/н (в деле);
от ответчика Департамент земельных ресурсов г.Москвы - Леонова Т.А. -дов. от 11.09.2012 г. N 33-и-3987/12,
рассмотрев 16 октября 2012 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов г.Москвы
на решение от 11 апреля 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Аксеновой Е.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Князькова Дениса Дмитриевича (ОГРН: 311505014500011)
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы
о признании недействительным решения от 08.12.2011 г. N 33-5ТЗ-1378/11/0/1
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2012 г. признано незаконным и отменено решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 08.12.2012 г. N 33-5ТЗ-1378/11/0/1 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Первомайская, вл. 73, стр. 4 по заявлению индивидуального предпринимателя Князькова Дениса Дмитриевича (далее - заявитель).
Дело не рассматривалось в апелляционном порядке из-за пропуска срока на обжалование.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился с кассационной жалобой.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель заявителя не согласился с доводами Департамента, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Законность решения проверена судом кассационной инстанции в порядке статей 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Первомайская, вл. 73, стр. 4, право владения указанным объектом возникло на основании решения Измайловского районного суда г. Москвы по делу N 2-2934/10 от 11.10.2010 г., зарегистрировано в ЕГРП, свидетельством о государственной регистрации права от 20.04.2011 г.
В связи с этим, он в режиме "одного окна" обратился в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
Письмом от 08.12.2011 г. N 33-5ТЗ-1378/11/0/1 Департамент отказал заявителю в выдаче схемы земельного участка, указав на следующие обстоятельства: земельный участок расположен на территории существующих улично-дорожных сетей с кадастровыми номерами N 77:03:0005013:88 и 77:03:0005013:89, которые зарезервированы для государственных нужд города Москвы и являются землями общего пользования.
Кроме того, административный орган разъяснил заявителю, что в соответствии с Законом города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки в границах земель общего пользования, занятые улицами, могут предоставляться исключительно для ведения ремонтных и строительных работ.
Считая данный ненормативный акт Департамента земельных ресурсов незаконным, заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружении в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статье 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Исходя из указанных норм и учитывая, что обязанность по утверждению и выдаче заявителю схемы земельного участка Земельным кодексом РФ возложена на Департамент, суды пришли к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае именно Департамент обязан был обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка, на котором находится принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
То обстоятельство, что земельные участки с кадастровыми номерами 77:03:0005013:88 и 77:03:0005013:89, с которыми пересекается земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимого имущества, расположен на территории улично-дорожных сетей, на что ссылается Департамент, не является законным основанием для отказа в выдаче схемы расположения земельного участка. Испрашиваемая схема необходима заявителю для изготовления кадастрового паспорта в целях реализации права на оформление земельно-правовых отношений на земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне в соответствие с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки доказательств и установленных судами обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебного акта на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2012 года по делу N А40-21735/12-121-229 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.