г. Москва |
|
12 ноября 2012 г. |
Дело N А40-15944/2012 |
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Новосёлова А.Л.
судей: Федосеевой Т.В. и Чалбышевой И.В.
при участии в заседании:
от истца: Хасаншина И.Ф. (дов. от 15.12.2011)
от ответчика:
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Минфина России на решение от 10 апреля 2012 года Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Высокинской О.А. на постановление от 11 июля 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Катуновым В.И., Баниным И.Н., Яремчук Л.А.
по иску МУП "Трамвайное управление" городского округа город Салават Республики Башкортостан (ОГРН 1020201995164)
к Российской Федерации в лице Минфина России (ОГРН 1037739085636)
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Трамвайное управление" городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - транспортное предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) за счет казны Российской Федерации 6 252 316 руб.40 коп. убытков, связанных с перевозкой в 2008 - 2010 годах льготных категорий граждан на основании единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 апреля 2012 года исковые требования удовлетворены.
При этом суд исходил из подтвержденности материалами дела возникновения у истца убытков в результате неполного возмещения последнему расходов по перевозке льготных категорий граждан.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, Минфин России обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе.
Заявитель жалобы указывает на непредставление истцом доказательств, подтверждающих недостаточность возмещенных субъектом Российской Федерации расходов транспортной организации для полного возмещения убытков, связанных с перевозкой льготных категорий граждан.
В этой связи Минфин России полагает, что выводы суда, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит обжалуемые решение и постановление оставить без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, а также соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что названные судебные акты должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец, являясь организацией общественного транспорта, осуществлявшей перевозки граждан на общественном транспорте, при реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта, предоставлял в 2008 - 2010 годах федеральным льготникам, проживающим в Республике Башкортостан, право проезда на общественном транспорте в городском пассажирском сообщении на основании ЕСПБ.
В обоснование исковых требований транспортное предприятие ссылалось на то, что в связи с предоставлением льготного проезда оно недополучило за проезд в общественном транспорте 6 252 316 руб.40 коп., в связи с чем просило суд взыскать с ответчика убытки в названном размере.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 октября 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Установив данную меру социальной поддержки (льготу), Российская Федерация в силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации приняла на себя и обязанность за счет средств федерального бюджета полностью компенсировать транспортным организациям неполученную от потребителей - федеральных льготников провозную плату.
Во исполнение возложенной государством на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной доступности услуг общественного транспорта
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 января 2005 года N 51-р (далее - Распоряжение N 51) утвержден Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемы за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерам.
Согласно пункту 3 указанного Порядка включенные в федеральный регистр граждане, финансирование мер социальной поддержки которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, также имеют право на приобретение единого социального проездного билета.
В соответствии с соглашениями об организации перевозок городским электрическим транспортом отдельных категорий граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки от 28 декабря 2007 года N 7, от 30 декабря 2008 года N 5 и 31 декабря 2009 года N 6, заключенными с Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, истец обязался обеспечить перевозку отдельных категории граждан, пользующихся правом на меры социальной поддержки, в трамваях на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан в период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2010 года по ЕСПБ.
Согласно условиям названных соглашений возмещение выпадающих доходов, полученных в процессе перевозки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, производится Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что общая сумма выпадающих доходов транспортного предприятия в связи с перевозкой льготных категорий граждан, которые должны быть дополнительно профинансированы из федерального бюджета, составила 6 252 316 руб.40 коп.
В этой связи суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика убытков в заявленном размере.
При этом суд исходил из установленных обстоятельств дела и руководствовался сформированной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации практикой рассмотрения дел данной категории, изложенной, в частности, в постановлениях Президиума от 23 июня 2009 года N 2992/09, 25 января 2011 года N 9621/10, 25 июля 2011 года N 5481/11.
Доводы кассационной жалобы о неправильном расчете убытков в виде неполученной провозной платы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, установленных судом, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанций.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10 апреля 2012 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 11 июля 2012 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-15944/12-13-146 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
Т.В. Федосеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.