г. Москва |
|
9 ноября 2012 г. |
А40-43245/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Восточный город" Вороновой Е.В. по доверенности от 25 сентября 2012 года
рассмотрев 01 ноября 2012 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Восточный город"
на решение от 15 мая 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кастальской М.Н.
на постановление от 31 июля 2012 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Захаровым С.Л., Свиридовым В.А.
по делу N А40-43245/12-153-456
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Восточный город" (ООО "Восточный город", ОГРН 1027730011209)
к Управлению по Юго-Восточному административному округу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (Управление по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности УСТАНОВИЛ:
ООО "Восточный город" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 06 марта 2012 года N 80 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 мая 2012 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2012 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Восточный город" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель считает, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения; административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ООО "Восточный город" поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что на основании распоряжения от 27 января 2012 года N 20 в отношении ООО "Восточный город" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313 (далее - ППБ 01-03), а именно не вывешены на видных местах в каждом административно-бытовом, складском помещении, таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (пункт 13 ППБ 01-03); не разработаны и не вывешены на видных местах инструкции о мерах пожарной безопасности, в том числе для каждого пожароопасного участка (в соответствии с приложением 1, пунктом 6 ППБ 01-03); не размещены, в целях обеспечения эвакуации и информации о правилах поведения в условиях ограниченной видимости или полной темноты (аварийного отключения освещения), при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (пожара, аварий и т.п.), вызывающей необходимость эвакуации и спасения людей, для потенциально опасных объектов (зданий, сооружений, а также отдельных частей), на которых используют, хранят или транспортируют пожароопасные и взрывоопасные вещества, (создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а также для всех типов зданий, сооружений, их отдельных частей, у которых площадь, вместимость и количество находящихся в них людей соответствуют нормативным показателям (установленным НПБ 104-03), системы фотолюминесцентные эвакуационные (пункт 27 ППБ 01-03); пожарные гидранты не утеплены (пункт 89 ППБ 01-03); не установлены у гидрантов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); на указатели не нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90 ППБ 01-03); в зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек не разработаны и на видных местах не вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара (пункт 16 ППБ 01-03); допущено устройство в производственных и складских помещениях антресолей, конторок, выполненных из горючих и трудногорючих материалов и листового металла (пункт 40 ППБ 01-03); не обеспечен предел огнестойкости перегородок в помещениях, разного функционального назначения (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 7.1 СНиП 21-01-97*); для всех производственных и складских помещений не определены категории взрывопожарной и пожарной опасности (пункт 33 ППБ 01-03); в складских помещениях допущено расстояние между электросветильниками и хранящимися товарами менее 0,5 метра (пункт 503 ППБ 01-03); не отделена административно-офисная часть N 1 от производственных помещений противопожарными дверьми 2-го типа (таблица 2*, пункт 3 ППБ 01-03); временные строения на расстоянии менее 15 метров от зданий (пункт 24 ППБ 01-03), о чем 29 февраля 2012 года составлен протокол об административном правонарушении N 80.
Постановлением Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 06 марта 2012 года N 80 ООО "Восточный город" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности определено, что руководители организации имеют право: вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны. Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять Предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушение требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Пунктами 1, 2, 3 ППБ 01-03 определено, что Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Наряду с названными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в том числе, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно статьей 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Установив данные обстоятельства, отказывая в удовлетворении заявления, суды вопреки доводам заявителя, обоснованно пришли к выводу о том, что в действиях ООО "Восточный город" имеется состав вмененного административного правонарушения, так как в момент проведения проверки имели место нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, НПБ 104-03; вина заявителя административным органом установлена.
Довод заявителя о том, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, выразившийся в том, что ООО "Восточный город" не было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, проверен судами и правильно ими отклонен.
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле.
Из материалов дела, исследованных судами, следует, что протокол об административном правонарушении от 29 февраля 2012 года N 80 составлен, а постановлении об административном правонарушении от 06 марта 2012 года N 80 вынесено с участием представителя ООО "Восточный город" - главного бухгалтера Корнюшиной О.А, которой выданы доверенности от 28 февраля 2012 года и 01 марта 2012 года соответственно на участие по конкретному административному делу.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 мая 2012 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2012 года по делу N А40-43245/12-153-456 оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Восточный город" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.